Instagram, Facebook и YouTube лучше выживают в России, чем TikTok и Twitter
63 млн сограждан пишут, комментируют и репостят в соцсетях, то есть являются их активными пользователями. Самые активные у «ВКонтакте», где растет и число авторов, и количество контента. Telegram к марту 2023 года за полгода раздул штат авторов на 30%. Хуже всего дела обстоят у TikTok — китайская соцсеть потеряла 95% российских контентмейкеров.
Как проводилось исследование Brand Analytics
Во время исследования было проанализировано 2,4 млрд сообщений за период с октября 2022 года по март 2023 года. Автор — пользователь, написавший хотя бы одно публичное сообщение за месяц. Сообщение — любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях, истории в Instagram* и «ВКонтакте» от авторов с аудиторией более 10 тыс.
По данным исследования, в марте 2023 года 63 млн россиян публиковали контент, комментировали или делились им. Суммарное количество таких действий превысило 1,44 млрд. По сравнению с прошлым годом изменения небольшие: число сообщений в соцмедиа сократилось на 4%, а количество авторов выросло на 1,3%.
При этом, хотя и небольшой, но рост числа авторов говорит о восстановлении их количества, которое за 2022 год сократилось на 6%, а по промежуточным замерам лета 2022 года упало на 12%.
Кризисы — лучшее время для контентмейкеров
По мнению авторов исследования, начало бурного роста числа авторов (+30%) пришлось на пандемийный 2020 год, когда много пользователей село на удаленку и пошло в онлайн. 2021 год обошелся без особых всплесков: число и авторов, и постов оставалось стабильным. В 2022 году исследователи отметили резкий рост числа публикаций (+36%), вызванный, по их мнению, «общественно-политическими событиями».
В этом году продолжается рост аудитории Telegram и «ВКонтакте». Прошлый фаворит россиян — Instagram — прекратил терять поклонников, зафиксировался и больше не снижается. Число российских авторов на YouTube системно уменьшается, но не драматично. Facebook* частично отыграл прошлогоднее падение, чего не скажешь о Twitter и TikTok, которые продолжают деградировать.
По сравнению с октябрем 2022 года в марте 2023 года наибольший рост числа авторов наблюдается у Telegram (+30%) и Facebook (+23%). Увеличение числа авторов у Facebook исследователи объясняют возвращением пользователей соцсети в Россию.
Тренды по числу авторов отличаются от данных по контенту. Изменения у лидеров не настолько велики. В Telegram количество контента выросло на 4%, а во «ВКонтакте» на 3%. Здесь лидером, хотя и с незначительным отрывом, стали «Одноклассники», где контента стало больше на 5%.
В YouTube российского контента стало меньше на 21%. Facebook, несмотря на вернувшихся авторов, потерял 12% контента. А лидерами антирейтинга стали TikTok и Twitter — потерявшие 77% и 28% контента, соответственно.
«ВКонтакте» — безусловный лидер по количеству авторов: в соцсети пишут, комментируют или репостят 27,4 млн россиян. В Instagram активны 15,8 млн российских авторов контента. На третьем месте Telegram, где 13,5 млн русскоязычных авторов.
Выкладывают свои ролики на YouTube и комментируют чужие 5,05 млн авторов.
Плохо дела обстоят у TikTok. Число российских авторов китайской соцсети сократилось на 1,3 млн (-95%), а количество контента на 77% (-1,9 млн). И без того небольшая Twitter-аудитория сократилась на 15% до 307 тыс. авторов и потеряла 28% контента (-5,4 млн сообщений).