20.05.2024, 12:47

Индустрия негостеприимства. Как европейские страны борются с (овер)туризмом

Штрафы за строительство песочных замков. Запрет на селфи в живописном месте. Мышеловки для туристов. Плакаты, намекающие гостям города, что им здесь не рады. Овертуризм (перенасыщение популярных городов и других мест избыточным числом туристов), исчезнувший было во время пандемии коронавируса, вернулся. Безумные цены на аренду недвижимости, трафик, мусор на улицах, переполненные рестораны, музеи, поезда, автобусы, очереди, толпы – то, что туристу здорово, местному жителю не очень. И местные жители принимают меры.

Photo by Mark de Jong on Unsplash

Как Испания борется с овертуризмом

Остров Майорка встречает любителей пляжного отдыха тысячами наклеек на заборах и автомобилях местных жителей. На адресованных приезжим наклейках написано вовсе не «Добро пожаловать на Майорку», а «Не тегай этот пляж, сука». Антитуристическую кампанию организовало коммуникационное агентство La Indis.

В Марбелье даже без подсказок от коммуникационных агентств местные жители взяли дело борьбы с овертуризмом в свои руки. Прошлой осенью газета Daily Mail сообщала, что автомобилям с британскими номерными знаками в Марбелье резали шины и рисовали на них граффити. Похожий инцидент был зарегистрирован и на острове Тенерифе. Менее радикально настроенные жители Тенерифе в апреле провели антитуристическую демонстрацию, в которой приняло участие около 15 000 человек. На другом острове Канарского архипелага – Лансероте – местные жители развешивали в живописных местах фальшивые запрещающие знаки с текстом «Закрыто в связи с переизбытком туристов».

В Малаге – свои наклейки, созданные местным жителем Дани Ромеро после того, как он узнал, что квартиру, которую он арендовал 10 лет, хозяин собирается сдавать туристам. Ромеро разработал несколько вариаций на тему официального значка «АТ» (апартаменты для туристов) с текстами вроде «Здесь живет семья», «Против», «Идите отсюда в задницу». Он разместил их на своей странице в соцсети, чтобы любой желающий мог их распечатать. И в городе произошла небольшая «революция наклеек».

Как Италия борется с овертуризмом

Италия одной из первых начала бороться с овертуризмом, хотя в основном это выглядит как обучение понаехавших хорошим манерам. Так, в небольшом рыбацком городке Портофино на итальянской Ривьере приняли закон, направленный на борьбу с селфи. Тем, кто создает помехи транспорту или пешеходам, фотографируясь в двух зонах с самыми живописными видами (в законе они названы «красными»), грозит штраф в размере до €275. Чуть меньшую сумму штрафа – €250 – могут взять с того, кто присядет на Испанской лестнице в Риме. На пляже в Эраклее (первой столицы Венецианской республики) могут оштрафовать на те же €250 за «создание помех для передвижения», выразившееся в строительстве песочных замков.

В Венеции тем, кто есть и пьет не в кафе или ресторане, а на площадях, набережных, берегах каналов, ступеньках зданий в историческом центре города грозит штраф от €100 до €200 (еще €300 может добавиться за оставленный мусор). С 2018 года и во Флоренции еда на ходу на четырех центральных улицах исторического центра наказывается штрафом в размере от €150 до €500. Самый крупный штраф грозит тем, кто рискнет пройти по горной тропе над Чинкве-Терре, пятью деревушками на берегу Лигурийского моря, в сандалиях или шлепанцах – €2500.

Как Нидерланды борются с овертуризмом

В прошлом году муниципалитет Амстердама провел геотаргетинговую маркетинговую онлайн-кампанию, направленную на молодых британцев. В случае если кто-то задавал в поисковике запрос «мальчишник в Амстердаме», «дешевый отель в Амстердаме», «поход по барам в Амстердаме», всплывало видео, предупреждающее о возможных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками – штраф, арест, больница. Кампания принесла плоды. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) число перелетов из городов Великобритании в Амстердам снизилось. По данным самого муниципалитета – незначительно, но все-таки снизилось.

В апреле 2024 года муниципалитет Амстердама запретил строительство новых отелей. Единственное исключение – новый отель можно будет построить, если закроется один из уже существующих.

Как Франция борется с оветуризмом

Прошлым летом уличный художник, работающий под псевдонимом Toolate, установил на набережной Ниццы (Лазурный берег Франции) три инсталляции, название которых можно перевести как «туристоловка». Инсталляции выглядели как гигантские мышеловки, в которых вместо приманки использовалось мороженое. «С целью искоренения туристических паразитов», – так художник объяснил идею своей работы.

Проблему решают и на государственном уровне. В июне 2023 года министр-делегат малого и среднего предпринимательства, торговли, ремесел и туризма Франции Оливия Грегуар обнародовала план борьбы с овертуризмом. Властям страны известно, что 80% туристической активности сосредоточены на 20% территории страны. Идея состоит в том, чтобы отрегулировать туристические потоки так, чтобы приезжие открывали для себя менее известные уголки Франции. Ограничительные меры принимаются на местном уровне. Так, на острове Бреа у северного берега Бретани в летние месяцы ограничивают число посетителей – не более 4700 человек в день. В национальном парке Каланки в окрестностях Марселя для посещения гротов необходимо бесплатное бронирование. Система была введена в действие во время пандемии Covid-19. Если в докоронавирусные времена в пещеру в июле-августе допускали до 2500 человек в день, то сейчас – не более 400.

Как Греция борется с овертуризмом

На греческом острове Санторини ограничено число посетителей, прибывающих на круизных кораблях. На острове Миконос в прошлом году местные власти заставили владельцев снести незаконно построенные пляжные бары и гостиницы (в случае отказа – сносили своими силами).

В Афинах в этом месяце прошли антитуристические акции протеста. Гнев протестующих был направлен не только на приезжих, но и на своих земляков, которые сдают квартиры на Airbnb, а сами живут на Мальдивах. Кроме демонстраций, об отношении не уехавших на Мальдивы афинян к овертуризму можно судить по многочисленным граффити с текстами «Нет туристам, нет хипстерам», «Туристы, возвращайтесь домой».

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
09.09.2024
Редакция ADPASS
09.09.2024
Google стал объектом трех антимонопольных разбирательств в США и Англии

Антимонопольные власти Америки и Великобритании всерьез взялись за интернет-гиганта Google. Сегодня в США началось рассмотрение нового антимонопольного дела против Google по обвинению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке интернет-рекламы. Тремя днями ранее другой американский суд назвал сроки вынесения решения по еще одному делу — о незаконной монополизации рынка поисковых систем. Вердикт суда ожидается в августе 2025 года. Одновременно о подозрениях в монополизации Google рынка онлайн-рекламы заявил еще и британский регулятор. Во Всемирном центре рекламных исследований (WARC), между тем, уже заговорили о снижении доли Google на рынке интернет-поиска, а исследователи из Bernstein Research выяснили, что у поколения зумеров вместо слова «гуглить» снова в ходу нейтральное «искать».

Редакция ADPASS
28.08.2024