Госдума сделает безалкогольное безрекламным. История пивных запретов
Депутаты вновь обратили внимание на рекламу — на этот раз безалкогольного пива. Законопроект о ее полном запрете на ТВ и радио будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Сейчас к таким роликам применяются общие для всех продуктов и услуг рекламные требования, а Союз пивоваров по собственной инициативе маркирует их специальными знаками. ADPASS напоминает историю законотворчества по рекламе этого напитка.
Глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в ближайшее время внесет на рассмотрение Госдумы законопроект, который предполагает запрет на рекламу безалкогольного пива на российском телевидении и радио. С его проектом ознакомились «Известия».
По мнению депутата реклама пива, содержащего не более 0,5% объема этилового спирта, сейчас должна соответствовать лишь общим требованиям, предъявляемым к рекламе любых товаров. «В то же время, на наш взгляд, она является скрытой рекламой алкоголя и алкогольных брендов и к ней должны быть предъявлены те же требования, которые установлены для пива», — сообщается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы инициативы утверждают, что вопреки заверениям производителей о том, что безалкогольное пиво может помочь в борьбе с зависимостями, став заменителем алкогольному, это не соответствует действительности и потребление безалкогольного пива поддерживает алкогольную зависимость.
Собеседники «Известий», представляющие пивную отрасль, подчеркивают, что аналитические данные о том, что реклама безалкогольного пива приводит к росту продаж алкогольного, отсутствуют, а категория является самостоятельным, активно растущим сегментом рынка. «По данным NielsenIQ, с августа 2023-го по август 2024-го натуральные продажи безалкогольного пива выросли на 10,1% год к году и продолжают показывать положительную динамику», — рассказал изданию исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов.
Алкогольное пиво — от запрета на людей к полному бану
В отличие от рекламы крепкого алкоголя (более 15 градусов), которая была запрещена на российском ТВ в 1996 году, законодатели еще долго не ограничивали рекламу пива.
В 1999 году вышли поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые обязали производителей слабоалкогольных напитков, в том числе пива, отводить половину рекламного времени ролика информации о вреде их употребления.
Первые ограничения, касавшиеся пивной рекламы, появились в 2004 году. Поправками к закону «О рекламе» ролики пива и напитков на его основе могли появляться на российском ТВ лишь в промежуток с 22 до 7 утра. В рекламе пива также запрещалось использовать образы людей и животных.
В 2009 году Федеральная антимонопольная служба выпустила предписание, также запрещавшее использовать в телерекламе пива диалоги и монологи от имени конкретных персонажей, а таже предметы, которые приводятся в движение человеком — например, использовать имитацию чокающихся кружек.
В 2011 году президент Медведев подписал закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое было приравнено к алкоголю. С 2012 года вся пивная реклама ушла из эфира российского ТВ и радиостанций.
В 2014 году в силу обязательств по спортивному спонсорству Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, до конца 2018 года была разрешена реклама пива во время телетрансляций спортивных соревнований.
Реклама российского вина — вне запретов
Единственной рекламой алкогольной продукции, которая разрешена на ТВ и радио, являются ролики вина и шампанского, произведенного в России из произрастающего на его территории сырья (винограда). Соответствующий закон в конце 2014 года пописал президент России Владимир Путин. Реклама разрешена в период с 23 до 7 часов за исключением прямых эфиров и записей детско-юношеских спортивных соревнований. Закон был принят для создания благоприятных условий для производства вина из винограда, выращенного на территории РФ.
Безалкогольное законотворчество
К рекламе безалкогольного пива власти начали присматриваться с 2016 года, когда Федеральная антимонопольная служба утвердила маркировку («Безалкогольная продукция, 0% алк.), которая должна появляться в такой рекламе. Знак был разработан ФАС совместно с Союзом российских пивоваров, который добровольно ввел эту маркировку в «Кодексе коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива». По мнению инициаторов, пиктограмма должна была помочь зрителям безошибочно определить, что в трансляцию сериала или футбольного матча вклинивается реклама именно безалкогольного пива.
С 2020 года за полный запрет рекламы безалкогольного пива выступает член Общественной палаты, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. Он отмечает, что во время просмотра такой рекламы зритель так или иначе получает информацию об алкогольных продуктах и брендах. В сентябре 2020 года Султан Хамзаев написал соответствующее письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину, вместе с предложением ограничить продажу алкоголя из-за коронавируса и продажу безалкогольного пива несовершеннолетним. В октябре 2024 года Султан Хамзаев вновь предложил запретить рекламу безалкогольного пива в СМИ и пообещал обратиться с предложением в ФАС и Росалкогольтабакконтроль. Пока инициативы депутата не доходили до обсуждения в Госдуме.