30.03.2022, 20:01

Facebook попался на черном пиаре

Запрещенная в России социальная сеть Facebook* снова в центре крупного скандала. На протяжении нескольких лет компания платила одной из крупнейших республиканских консалтинговых фирм США Targeted Victory за очернение TikTok в СМИ. Соцсеть стремительно теряет молодую аудиторию. Подростки проводят в 2-3 раза больше времени в TikTok, чем в Instagram*, а их доля с 2019 года сократилась на 13%. Вместо развития собственных продуктов и сервисов технологический гигант выбрал путь «черного пиара».

Масштабная война Facebook против китайской платформы велась сразу на нескольких фронтах, сообщает The Washington Post с ссылкой на собственные источники. Сотрудники Targeted Victory отправляли провокационные статьи в редакции крупных региональных новостных агентств, размещали сомнительные истории об опасных для детей челленджах в TikTok и привлекали к борьбе с крупнейшим конкурентом американской соцсети местных политиков.

От краденого мыла до драк с учителями

Targeted Victory работала над усилением негативного освещения китайской соцсети в СМИ, руководствуясь внутренним документом Google «Плохие клипы TikTok», где сервис упоминался как источник опасных трендов.

Так, в сентябре прошлого года в центре внимания оказался тренд «Коварные облизывания» (‘Devious Licks’), в рамках которой подростки по всей стране воровали школьное имущество, записывая это на видео. Эта история получила освещение как в западных, так и в российских медиа, включая CNN, PBS, People, The Guardian, «Газета.ру» и других. Targeted Victory активно распространяла истории о челлендже в местных СМИ Массачусетса, Мичигана, Миннесоты, Род-Айленда и Вашингтона.

В октябре Targeted Victory попыталась распространить слухи о новом опасном тренде под названием «Ударь учителя» (‘Slap a Teacher’). Однако сам TikTok не нашел соответствующего контента на своей платформе. Insider выяснил, что информация о якобы готовящемся челлендже впервые появилась на других платформах, включая Facebook. Несколькими неделями ранее Insider писал еще об одном несуществующем тренде. Тогда родители нескольких детей, проглотивших магниты и попавших в больницу, обвинили в этом тренд TikTok. Однако сама социальная сеть заявила, что нет никаких доказательств существования подобного челленджа. Журналисты также не смогли найти относящиеся к нему клипы на платформе.

Мечтой для Targeted Victory были истории с заголовками вроде «От танцев к опасности: как TikTok стал самой вредной социальной сетью для детей», рассказал The Washington Post один из сотрудников консалтинговой фирмы.

Без политики не обошлось

Targeted Victory заключила контракты с десятками американских компаний по связям с общественностью, чтобы помочь настроить общественность против TikTok.

По данным The Washington Post, двенадцатого марта в Denver Post и Des Moines Register были опубликованы очень похожие письма, подготовленные представителями Targeted Victory. Первое сообщение было размещено от имени молодого отца, выражающего беспокойство по поводу влияния TikTok на психическое здоровье и «целенаправленного сбора данных о поведении детей». Автор письма выразил поддержку решению генерального прокурора Колорадо Фила Вайзера присоединиться к коалиции генеральных прокуроров штатов, расследующих влияние TikTok на американскую молодежь.

Второе письмо, опубликованное Des Moines Register, подписано председателем демократической партии округа Анкени Мэри МакАдамс. По словам директора Targeted Victory, ее имя будет «иметь большое значение для законодателей и заинтересованных сторон».

Targeted Victory была основана в 2012 году. Консалтинговая компания консультировала Facebook на протяжении многих лет. По данным OpenSecrets, фирма является одним из крупнейших получателей средств на избирательную кампанию республиканцев. Доход Targeted Victory за 2020 год составил более $237 млн. Самые крупные поступления компания получила от национальных комитетов Конгресса Республиканской партии и движения America First Action, поддерживавшего бывшего президента США Дональда Трампа.

Meta** пытается отвлечь внимание от собственных проблем

В прошлом году Facebook впервые за свою восемнадцатилетнюю историю потерял часть аудитории. За последние три месяца 2021 года среднее суточное количество активных пользователей сократилось примерно на полмиллиона, до 1,93 млрд. Комментируя эту ситуацию, глава корпорации Марк Цукерберг назвал TikTok одним из главных барьеров для Meta.

The Wall Street Journal в прошлом году опубликовал цикл статей «Файлы Facebook». Издание поделилось результатами собственного расследования. Так, в одной из статей отмечается, что компания сознательно приуменьшает роль соцсетей в психических проблемах молодежи. В августе прошлого года власти США обратились к Цукербергу с просьбой опубликовать внутренние исследования Facebook по этому вопросу. Руководство соцсети направило в ответ шестистраничное письмо — без цифр и с расплывчатыми утверждениями в духе «есть много проблем с проведением исследований».

Опрос Pew Research Center, проведенный в 2020 году, показал, что TikTok используют 30% детей в возрасте от 9 до 11 лет, Snapchat — 22%, Instagram — 11%, Facebook — всего 6%. Данные за 2021-й подтверждают, что аудитория соцсети стареет: больше всего пользователей относятся к возрастной группе 30-49 лет.

По данным OpenSecrets, в прошлом году Meta заняла седьмое место по объему затрат на федеральное лоббирование своих интересов, потратив на эти цели более $20 млн. По этому показателю компания уступает только крупным объединениям и правительственным организациям: Торговой палате США, Национальной ассоциации риэлторов, Фармацевтическим производителям Америки, Круглому столу бизнеса, «Голубому кресту» и Американской больничной ассоциации.


* Принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ

** Признана экстремистской и запрещена в РФ

Авторы:
Алиса Рейн
Нравится: Команда ADPASS, РАМУ
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Morune
14 часов назад
Редакция ADPASS
25.10.2024
Редакция ADPASS
16.10.2024
МИКС Россия
11.10.2024