Прошел почти год после начала блокировки или добровольного ухода из России главных мировых соцсетей. Предпринимателям ничего не оставалось как переключиться на оставшиеся доступными отечественные решения. Сервис «ЮKassa» решил выяснить, куда перешли предприниматели, на каких площадках они продвигают свой бизнес, какие из российских платформ они считают самыми удачными для продаж и как они привлекают аудиторию.
По мнению большинства опрошенных, после блокировки в России популярных западных соцсетей продвижения в соцмедиа изменилось. Много бизнесменов перешли на российские площадки. По данным исследования, а 2022-2023 годах половина респондентов завела свои каналы в Telegram, 37% открыли аккаунты в VK, 12% ушли в «Дзен», который сам потом ушел в VK, 6% попробовали силы в «Одноклассниках», а 3% — на Rutube.
Нестандартными для продаж площадками, мессенджером «Там-Там», сервисом знакомств Tinder и платформой «ЯRUS» воспользовалось лишь несколько предпринимателей. В мессенджер Tenchat и на платформу Pinterest отправилось по 3% респондентов.
Размер целевой аудитории за последний год не изменился, считают 39% участников исследования. С ними не согласны 33% респондентов, рассказавших об уменьшении аудитории. А 22% опрошенных отметили ее увеличение. У 6% предпринимателей аудитория изменилась не количественно, а качественно.
Чтобы переманить пользователей на новые площадки, 27% участников опроса сделали ставку на видеоконтент, а 21% традиционно воспользовались услугами блогеров. 10% респондентов решили заняться сторителлингом, 7% используют посевы, а 4% устраивают челленджи. Другие методы продвижения — таргетинг, публикацию новостей на сайте, Telegram-рассылки и раскрутку своего бренда на личных страницах в соцсетях — использует 26% предпринимателей.
Большинство участников опроса (37%) увеличили свои рекламные инвестиции на продвижение в соцсетях. Около трети (30%) бизнесменов сохранили бюджет на уровне 2022 года. 26% сократили свои траты на продвижение в соцмедиа. Лишь 3% предпринимателей продвигаются по бартеру, а 2% — бесплатно при помощи коротких видео.
Самой популярной соцсетью для продаж товаров и услуг стала VK — здесь продают свои товары 62% участников опроса, 43% используют для продаж Telegram, 5% продают в «Одноклассниках» и 4% — в «Дзене». Пятая часть опрошенных (21%) заявили, что вообще не торгуют в соцсетях, предпочитая им маркетплейсы или собственные сайты. Несколько респондентов рассказали, что пробуют продажи через ЯRUS, Tenchat, YouTube и «2ГИС».
Исследование показало, что продажи в российских соцсетях оцениваются предпринимателями не очень высоко: 36% респондентов заявили, что российским платформам еще есть над чем поработать, а 29% вовсе считают продажи на отечественных площадках малоэффективными. И только 13% рассказали, что продавать на них выгодно. 8% опрошенных даже не пробовали там торговать.
39% опрошенных считают, что самая подходящая соцсеть для продаж — VK. «Серебро» у Telegram — мессенджеру отдали предпочтение 29% респондентов. Третье место у «Дзен» — платформу выбрали 12% предпринимателей. «Одноклассники», RuTube и YouTube лучшими площадками для продаж суммарно назвали 20% участников опроса.
Один из предпринимателей (0,25% опрошенных) сказал, что открыл офлайн-точку. По его мнению, это лучший канал продаж.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)