С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
С весны 2022 года вместо Instagram* и TikTok российским предпринимателям пришлось заняться освоением российских соцмедиа. Сервис «ЮKassa» попросил бизнесменов подвести итоги года и рассказать, как им работается в новых реалиях. Большинство опрошенных в качестве канала продаж выбрало VK и Telegram. 37% предпринимателей увеличили бюджеты на привлечение новых покупателей. Самым эффективным средством прорекламировать свой товар остается видеоконтент. Треть участников опроса считает российские соцплатформы недостаточно эффективными.
В опросе финтех-компании «ЮKassa» приняли участие 200 респондентов. 61% из них — индивидуальные предприниматели, 21% — владельцы бизнеса и 18% — самозанятые. Исследование проводилось в марте 2023 года.
Прошел почти год после начала блокировки или добровольного ухода из России главных мировых соцсетей. Предпринимателям ничего не оставалось как переключиться на оставшиеся доступными отечественные решения. Сервис «ЮKassa» решил выяснить, куда перешли предприниматели, на каких площадках они продвигают свой бизнес, какие из российских платформ они считают самыми удачными для продаж и как они привлекают аудиторию.
По мнению большинства опрошенных, после блокировки в России популярных западных соцсетей продвижения в соцмедиа изменилось. Много бизнесменов перешли на российские площадки. По данным исследования, а 2022-2023 годах половина респондентов завела свои каналы в Telegram, 37% открыли аккаунты в VK, 12% ушли в «Дзен», который сам потом ушел в VK, 6% попробовали силы в «Одноклассниках», а 3% — на Rutube.
Нестандартными для продаж площадками, мессенджером «Там-Там», сервисом знакомств Tinder и платформой «ЯRUS» воспользовалось лишь несколько предпринимателей. В мессенджер Tenchat и на платформу Pinterest отправилось по 3% респондентов.
Размер целевой аудитории за последний год не изменился, считают 39% участников исследования. С ними не согласны 33% респондентов, рассказавших об уменьшении аудитории. А 22% опрошенных отметили ее увеличение. У 6% предпринимателей аудитория изменилась не количественно, а качественно.
Чтобы переманить пользователей на новые площадки, 27% участников опроса сделали ставку на видеоконтент, а 21% традиционно воспользовались услугами блогеров. 10% респондентов решили заняться сторителлингом, 7% используют посевы, а 4% устраивают челленджи. Другие методы продвижения — таргетинг, публикацию новостей на сайте, Telegram-рассылки и раскрутку своего бренда на личных страницах в соцсетях — использует 26% предпринимателей.
Большинство участников опроса (37%) увеличили свои рекламные инвестиции на продвижение в соцсетях. Около трети (30%) бизнесменов сохранили бюджет на уровне 2022 года. 26% сократили свои траты на продвижение в соцмедиа. Лишь 3% предпринимателей продвигаются по бартеру, а 2% — бесплатно при помощи коротких видео.
Самой популярной соцсетью для продаж товаров и услуг стала VK — здесь продают свои товары 62% участников опроса, 43% используют для продаж Telegram, 5% продают в «Одноклассниках» и 4% — в «Дзене». Пятая часть опрошенных (21%) заявили, что вообще не торгуют в соцсетях, предпочитая им маркетплейсы или собственные сайты. Несколько респондентов рассказали, что пробуют продажи через ЯRUS, Tenchat, YouTube и «2ГИС».
Исследование показало, что продажи в российских соцсетях оцениваются предпринимателями не очень высоко: 36% респондентов заявили, что российским платформам еще есть над чем поработать, а 29% вовсе считают продажи на отечественных площадках малоэффективными. И только 13% рассказали, что продавать на них выгодно. 8% опрошенных даже не пробовали там торговать.
39% опрошенных считают, что самая подходящая соцсеть для продаж — VK. «Серебро» у Telegram — мессенджеру отдали предпочтение 29% респондентов. Третье место у «Дзен» — платформу выбрали 12% предпринимателей. «Одноклассники», RuTube и YouTube лучшими площадками для продаж суммарно назвали 20% участников опроса.
Один из предпринимателей (0,25% опрошенных) сказал, что открыл офлайн-точку. По его мнению, это лучший канал продаж.
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
В сентябре-октябре 2025 года объем рекламы в Instagram* сократился до 15,7 млн рублей — в 64 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Ограничения, вступившие в силу 1 сентября, привели к перераспределению бюджетов в пользу YouTube, Telegram и VK. Крупный бизнес полностью ушел с запрещенной площадки, а малый — перешел к серым схемам продвижения, говорят участники рынка и жалуются на стагнацию в инфлюенс-маркетинге. Между тем, по данным Ассоциации развития интернет-рекламы (АРИР), этот сегмент в 2025 году может вырасти на 17%.
Крупнейшая в России платформа для онлайн-школ GetCourse и агентство персонального брендинга для руководителей «Космос-4» провели исследование и выяснили, какую роль играет личный бренд в развитии онлайн-бизнеса. В опросе приняло участие более 100 предпринимателей и топ-менеджеров в возрасте от 18 до 50 лет из разных регионов России.
