01.10.2024, 17:00

Чистосписание: «Яндекс» обсчитал клиентов

Финансовые сервисы «Яндекса» продолжает лихорадить. Но если в начале июля, когда «Яндекс Пей» по ошибке начислил некоторым клиентам 100% кэшбэка, все решилось быстро и в их пользу, то сейчас пользователям платежного сервиса придется подождать: автоматически списанные 28 сентября деньги будут зачислять обратно в ручном режиме. Сколько именно денег ушло со счетов из-за сбоя, неизвестно, как и его причины. Эксперты называют разные суммы, но в любом случае речь идет о сотнях миллионов рублей.

28 сентября в платежных сервисах «Яндекса» произошел технический сбой, из-за которого у многих клиентов несанкционированно и многократно со счетов были списаны средства в пользу компании, пишет «Коммерсант», ссылаясь на одного из пострадавших. По его словам, 28 сентября с его счетов в банке было списано около 800 тыс. рублей в адрес «Яндекс Сплит» (сервис оплаты покупок долями) и «Яндекс Пей» (платежный сервис). Списание средств происходило несколькими равными частями.

Не первый раз

27 сентября несколько сотен клиентов «Яндекс Такси» пожаловались на то, что с них многократно списывались деньги за одну и ту же поездку. Антирекорд по несанкционированному списанию средств агрегатор такси поставил в Свердловской области, где за поездку стоимостью 572 рубля деньги списали 315 раз. Списания продолжались пять часов. В итоге поездка на 9 км обошлась клиенту 180 180 рублей. 30 сентября «Яндекс» сообщил, что все списанные по ошибке средства уже полностью вернули.

Финансовые сервисы «Яндекса» не всегда сбоят в свою пользу. Утром и днем 1 июля 2024 года, часть пользователей сообщила, что у них начисляется 100% кэшбэка на некоторые категории покупок через «Яндекс Пэй». В «Яндексе» объяснили причину произошедшего техническими неполадками и благородно оставили начисленное поощрение благодарным клиентам.

Что говорят в «Яндексе»

По поводу массовых списаний 28 сентября представители «Яндекса» сообщили, что «технические причины списания уже устранены». «Мы также уже оформили возврат денег за лишние списания, срок их зачисления на счет клиента зависит от его банка и может занимать до трех дней», — заявили в компании. При этом на обращение клиентов в поддержке «Яндекса» сообщают, что специалисты компании «вручную отменяют ошибочные списания», поэтому на это потребуется несколько дней.

О том, сколько денег клиентов из-за сбоя списал с их счетов «Яндекс», неизвестно. Разброс может быть большим. Так, опрошенный изданием независимый банковский эксперт Андрей Бархота считает, что речь идет о сумме от 200 до 600 млн рублей.

В чем причины сбоя платежного сервиса «Яндекса»

В специализирующейся на интернет-безопасности компании «Информзащита» считают, что с технической точки зрения сбой мог произойти при обновлении программного обеспечения (ПО) в случае неправильной его настройки и несовместимости с ранее установленным ПО. «Ошибка в дублировании платежей могла быть одной из последствий сбоя. Возможно, была повреждена информационная инфраструктура. При этом сами сервисы “Яндекса” по итогу остаются доступны пользователям, из чего можно сделать вывод, что каких-то технических сложностей уже нет»,— пояснили эксперты компании, отметив, что репутационный ущерб («Яндексу») будет существенным, так как инцидент затронул средства клиентов.

Изменит ли сбой отношение пользователей к сервису

По мнению гендиректор нативной платформы setka.media Анны Доскач, произошедшее не повлияет на практику пользования сервисами и платными подписками «Яндекса». Причинами этого эксперт называет то, что у «Яндекса» нет конкурентов по количеству сервисов в рамках одного аккаунта и подписки, а также сформировавшийся в последние годы в России тренд на онлайн-покупки. Локальный сбой — для большинства пользователей всего лишь издержка, резюмирует Ана Доскач.

Кто пострадает от сбоя «Яндекса» больше всех

Управляющий партнер аналитического агентства Spektr Николай Седашов считает, что больше всего от несанкционированного списания средств со счетов пострадают пользователи у которых к ним привязаны кредитные карты. Если возврат денег займет много времени, то им придется платить проценты по кредитам банкам, объясняет эксперт.

Случившееся может привести к тому, что клиенты сервисов «Яндекса» предпочтут привязать к ним виртуальные платежные карты и держать на них ограниченных баланс, предполагает директор консалтинговой компании S+ Евгений Романенко.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

ТОП-Кейс
05.10.2024
Редакция ADPASS
18.09.2024