25.09.2025, 11:30

Atlassian: ИИ пока не улучшает ROI

За последний год ежедневное использование технологий искусственного интеллекта в рабочих целях удвоилось. Сотрудники утверждают, что ИИ повышает их производительность в среднем на 33%, а руководители называют повышение личной эффективности главным преимуществом ИИ. При этом 96% опрошенных не увидели кардинального улучшения организационной эффективности, инноваций или качества работы в результате использования нейросетей. Эти данные содержатся в докладе The AI Collaboration Index 2025, подготовленном компанией Atlassian.

Как используют ИИ в разных сферех деятельности

Насколько успешно деловое сотрудничество человека с ИИ

Для подготовки доклада The AI Collaboration Index 2025 компания Atlassian опросила 180 руководителей компаний из списка Fortune 1000 и 12 000 специалистов из США, Великобритании, Австралии, Индии, Германии и Франции. Опрос показал, что по сравнению с прошлым годом, когда был опубликован аналогичный доклад, ИИ превратился из «штуки, которую интересно иметь» в необходимый рабочий инструмент.

За год доля опрошенных, использующих ИИ ежедневно, почти удвоилась, а доля людей, считающих ИИ бесполезным, сократилась на 78%. При этом доля людей, которые видят в ИИ стратегического партнера, выросла на 27%.

Авторы исследования выделили четыре стадии взаимодействия с ИИ. Нулевая стадия — никакого ИИ, его считают бесполезным на рабочем месте. Стадия 1 — ИИ это инструмент, который при случае можно использовать для выполнения определенной работы. Стадия 2 — ИИ это персональный помощник, который может упростить определенную сложную работу. Стадия 3 — ИИ это креативный партнер с собственным набором умений и инсайтов. Стадия 4 — ИИ это команда советников-экспертов, которая может улучшить процесс принятия решения.

На рисунке видно, что по сравнению с 2024 годом выросла доля тех, чье сотрудничество с ИИ находится на 2, 3 и 4 стадии.

Как в 2024 и 2025 году участники опроса оценивали ИИ

Как ИИ влияет на работу руководителей и подчиненных

Участники опроса утверждают, что в среднем благодаря ИИ их продуктивность выросла на 33% и они на этом сэкономили около 1,3 часа в день. Топ-менеджеры отмечают, что ИИ в первую очередь делает их работу более эффективной (это отметили 62% опрошенных). Другие варианты ответов на вопрос о том, как на них влияет ИИ, набрали менее 10% голосов: «улучшилась стратегия» (9%), «улучшился креатив» (8%), «повысилась информированность» (8%), «повысилась уверенность» (6%), «снизилась перезагруженность» (4%).\

При этом менеджеры считают, что ИИ приносит большую пользу именно в их сфере деятельности, а не в других. Так, 82% топ-менеджеров, занимающихся маркетингом, считают, что ИИ им очень помогает. Только 26% топ-менеджеров, занимающихся HR, и 20% руководителей технологических направлений думают, что ИИ — хороший помощник в маркетинге.

Как используют ИИ в разных сферех деятельности

Наиболее активно используют ИИ в профессиональных целях команды, занимающиеся техническими разработками. Чуть менее активно ИИ используется командами, занимающимися HR и маркетингом. В меньшей степени — в продажах и поддержке клиентов.

В каких целях используется ИИ в разных сферах деятельности. Зеленый цвет — инжиниринг. Фиолетовый — HR. Оранжевый — маркетинг. По горизонтали (слева направо): автоматизация повторяющихся задач; поддержка принятия решений людьми; поверхностные стратегические инсайты; не используют ИИ.

Как ИИ может раскрыть свой потенциал

Топ-менеджеры в большей степени, чем их подчиненные, уверены в том, что ИИ в будущем сильно изменит деятельность их компании. Каждый третий руководитель прогнозирует, что к 2030 году лишь треть работы будет полностью выполняться людьми. Руководители также ожидают, что ИИ почти удвоит количество инновационных идей, которые их организации смогут реализовать.

Все участники исследования, независимо от должности, считают, что самым важным умением ИИ в будущем будет креативность. Так думают 55% респондентом. 49% опрошенных ожидают от ИИ технической грамотности. По 46% респондентов дали ответы «критическое мышление и рассуждение» и «приспособляемость, гибкость». По 42% респондентов выделили «тайм-менеджмент и организацию процессов» и «способность выбирать лучшую идею или вариант». 40% дали ответ «коммуникация», 36% — «доверие и выстраивание отношений», 35% — «этичное поведение». Меньше всего опрошенных, 33%, полагают, что главным навыком ИИ в будущем станет способность быть лидером, управлять коллективом.

ИИ пока не трансформировал деятельность компаний

Если в будущем от ИИ ждут много, пока что серьезных перемен в деятельности компаний под влиянием искусственного интеллекта не произошло.

Число опрошенных, отметивших, что ИИ помог коренным образом что-то улучшить, крайне мало — сопоставимо с числом тех, кто вообще не пользуется ИИ. Как минимум 96% респондентов не заметили коренной трансформации под влиянием ИИ ни в какой сфере. Но все-таки по 4% опрошенных отметили, что ИИ способствовал инновациям или помог в решении сложных задач. 3% указали, что ИИ улучшил организационную эффективность. 2% указали, что ИИ коренным образом улучшил качество работы.

Доля опрошенных руководителей, отметивших коренные изменения в следующих сферах деятельности компании. Слева направо: организационная эффективность; качество работы; инновация; способность решать сложные комплексные проблемы.

Самая печальная цифра. 37% руководителей сообщили, что из-за ИИ их подчиненные напрасно потратили время или действовали в неправильном направлении.

Инсайты Atlassian

Констатировав проблемы с производительностью, авторы исследования посмотрели на ситуацию как на стакан, который не почти пуст, а слегка наполнен. И предложили посмотреть на 4% организаций, которые добились трансформации — что они делают по-другому.

Инсайт 1. Работайте над созданием взаимосвязанной общекорпоративной базы знаний. Поощряйте команды к отказу от телефонных игр и работе напрямую с технологиями. Проводя мозговые штурмы на цифровых досках, сотрудничая на общих страницах и используя ИИ-инструмент (AI Note Taker) для ведения заметок к совещаниям, команды могут предоставлять ИИ контекст без дополнительных усилий. Короткие видеоролики (хранящиеся на подключенной платформе, которая экспортирует точные расшифровки и обеспечивает двустороннюю связь) — эффективный способ для команд предоставить обратную связь, продемонстрировать идею или предоставить полезный контекст друг другу и ИИ».

Инсайт 2. Создайте правильную систему на основе ИИ для координации работы команд. Поставьте 3–5 четких целей для каждой команды. Определите, чего команда хочет достичь и как будет подтверждено достижение цели. Затем задокументируйте все цели команды на централизованной платформе и сопоставьте каждую из них с контрольными точками на уровне отдела и всей организации. Чтобы цели продолжали отражать важнейшие этапы работы, пересматривайте их ежеквартально. Когда ИИ знает каждую цель, он может направлять командную работу в нужном направлении, быстро выявлять дублирующие задачи и объединять нужных людей, проекты и знания.

Инсайт 3. Сделайте ИИ частью команды. Чтобы полностью раскрыть потенциал ИИ, всем командам (а не только техническим) нужно предоставить возможность экспериментировать. Исследование Atlassian показало, что компании, предоставляющие каждой команде возможность использовать ИИ, даже если их стратегия не является незыблемой, в два раза чаще добиваются успеха в области инноваций, чем компании, внедряющие ИИ медленнее.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
26.11.2025
Редакция ADPASS
20.11.2025
Редакция ADPASS
19.11.2025