Чем виртуал лучше живого блогера. Как брендам работать с цифровыми инфлюенсерами, какая у них эффективность по сравнению с людьми и что ждет рынок инфлюенс-маркетинга к 2048 году
Цифровые инфлюенсеры собирают миллионы подписчиков в социальных сетях, участвуют в рекламных интеграциях, выступают в роли бренд-амбассадоров и даже успели провести свой первый всемирный конкурс красоты. Согласно прогнозам, в ближайшие пять-семь лет глобальный рынок виртуалов будет расти на 23–40% в год. Российское агентство AI Influence, занимающееся разработкой виртуальных блогеров, представило свои прогнозы развития рынка даже на более далекое будущее — до 2048 года.
Рынок виртуальных инфлюенсеров. Рост, вовлеченность, тренды
Рынок цифровых персонажей интернета и социальных сетей переживает подъем. Согласно данным опросов 2024 года, 79% респондентов в той или иной степени знакомы с феноменом виртуальных инфлюенсеров, а 53% следят минимум за одним из них.
Уровень осведомленности и вовлеченности аудитории в виртуальных инфлюенсеров в 2022 и в 2024 году. Источники: Emergen Research, Grand View Research, VirtualHumans.
Глобальный объем рынка виртуальных инфлюенсеров SNS Insider в 2023 году оценивал в $6,9 млрд. Прогнозы сулят взрывной рост ~30–40% в год, по оценке KVB Research — до $37–38 млрд к 2030 году. По данным UnivDatos, объем рынка в 2023 году составлял $16 млрд, а совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) будет 23% до 2032 года. Как видно, оценки разнятся, но тренд на виртуальных инфлюенсеров однозначен: инвестиции растут двузначными темпами.
Бренды все активнее закладывают в бюджеты расходы на кампании с участием AI-инфлюенсеров. В 2023 году такие траты составляли в среднем $18–30 тыс., а лидеры рынка (Samsung, Nike) инвестировали до $1 млн в отдельные проекты.
Тысячи виртуальных персонажей уже работают по всему миру (в прошлом году даже прошел их первый всемирный конкурс красоты). По данным VirtualHumans, в 2022 году их было всего около 200.
Виртуальные инфлюенсеры демонстрируют уровень вовлеченности до трех раз выше, чем у живых блогеров. По данным HypeAuditor, в среднем примерно 5,9% против 1,9% у реальных.
Engagement Rate виртуальных инфлюенсеров в три с лишним раза выше, чем реальных. Источник: отчет HypeAudito 2025 года.
Петфлюенсеры тоже эффективнее людей-блогеров
В последние годы заметен рост усталости от инфлюенсеров. Одной из альтернатив им видят петфлюенсеров. В середине марта было опубликовано первое в своем роде исследование, которое показало, что сотрудничество с блогерами-животными помогает победить усталость аудитории, главным образом потому, что люди воспринимают их как более искренних. Да и обходятся они брендам дешевле, чем двуногие авторы с тем же размером аудитории.
В ходе трех экспериментов и одного полевого исследования сравнивались реакции разных целевых групп на рекламу и сообщения в соцсетях с участием вымышленных блогера-человека петфлюенсера. Реклама с участием петфлюенсера привлекла больше просмотров (18 224 против 17 613), обеспечила больше взаимодействий с постом (по цене £2,29 против £6,86 за тот же результат) и в разы больше переходов на страницу продвигаемого товара (по цене £4,58 против £41,17 за результат), чем спонсорское сообщение с участием человека. После просмотра поста с питомцем участники эксперимента проявили большую готовность купить бутылку вина (а не какого-нибудь там кошачьего корма), чем после просмотра аналогичного текста с человеком.
Виртуальные реальные международные знаменитости
В мировой практике много примеров того, как цифровые персонажи стали звездами соцсетей с многомиллионной аудиторией.
Лил Микела
У вечно 19-летней американки Лил Микела 2,4 млн подписчиков в Instagram*. Она сотрудничала с Prada и Dior, снималась для рекламной кампании Calvin Klein вместе с Беллой Хадид. Доходы цифрового инфлюенсера достигают $2 млн в год, что выводит ее в категорию топ-инфлюенсеров вообще, не только виртуальных.
Рози
Рози — первая виртуальная модель-инфлюенсер в Южной Корее, созданная в 2020 году студией Sidus. У Рози 174 тыс. подписчиков в соцсети, она участвовала более чем в 20 рекламных кампаниях — от косметики до банков. Своим создателям она в 2021 году принесла более 1 млрд вон ($820 тыс.) выручки, многократно окупив вложения. Рози также выпускает музыкальные треки.
Лу ду Магалу
Лу ду Магалу (Бразилия) — самый популярный сейчас в мире виртуальный инфлюенсер. У нее более 30 млн подписчиков в соцетях. Лу была создана еще в 2003 году как медийный помощник сайта электронной коммерции Magazine Luiza, а в 2009 году стала полноценной медийной персоной. Ее популярность способствовала созданию бренда Magalu.
Кидзуна Ай
Японка Кидзуна Ай (ее имя в англоязычном варианте совпадает с аббревиатурой искусственного интеллекта — AI) — первый в мире виртуальный ютубер (VTuber). Ее канал появился на YouTube в конце 2016 года. Кидзуна Ай участвовала в телешоу и снималась в рекламе, вела игровые стримы. В разных соцсетях она собрала в общей сложности свыше 4 млн фолловеров. В 2022 году Кидзуна Ай взяла паузу — для перезапуска проекта в новом формате.
Виртуальные реальные российские звезды
Россия не осталась в стороне от глобального тренда — за последние несколько лет у нас появились свои цифровые инфлюенсеры и проекты с цифровыми ведущими.
Алиона Пол
Алиона Пол (Aliona Pole) — один из первых российских виртуальных блогеров, созданная стартапом Malivar в 2018 году. Виртуальной Алионе тогда было 19 лет, она постила стильные фото и рассказывала о себе как о живом человеке. За год виртуальный инфлюенсер набрала около 25 тысяч подписчиков, в основном это были девочки до 24 лет (80% аудитории). Malivar успешно монетизировал Алиону. Она участвовала в рекламных интеграциях — например, продвигала нового тарифного бота компании Yota.
Аня. Виртуальная звезда телеканала ТНТ
1 апреля 2021 года родилась виртуальный блогер Аня — первая виртуальная звезда телеканала ТНТ. В цифровом пространстве Аня стала лицом канала для молодежи: она вела соцсети, отвечала в комментариях (до 700 сообщений в день!), появлялась в аккаунтах реальных звезд ТНТ и даже сыграла камео в сериале «Полярный». В апреле 2022 года Аня получила официальную верификацию в соцсети «ВКонтакте» — первой из российских виртуальных блогеров.
Эм.Ви. Виртуальный амбассадор компании «М.Видео-Эльдорадо»
3D-аватар Эм. Ви — виртуальный сотрудник компании «М.Видео-Эльдорадо», цифровой эксперт-консультант и инфлюенсер. Эм. Ви стала лицом рекламных кампаний «М.Видео», ведет стримы о новинках, появляется в соцсетях бренда и даже генерирует контент для рассылок по электронной почте. Запуск Эм. Ви сопровождался промо-видео со знаменитостью — с ней познакомились ведущий Александр Пушной и певица Клава Кока. В марте в аватар был загружен чат-бот и он стал виртуальным консультантом во флагманском магазине сети.
Баба Зина. Ингейм-инфлюенсер сети «Пятерочка»
Российские бренды экспериментируют с персонажами из игрового и виртуального мира. Пример — кампания сети «Пятерочка» с бабушкой Зиной из видеоигры Atomic Heart. В 2023 году «Пятерочка» сделала персонажа игры своим «ингейм-инфлюенсером»: баба Зина рекламировала блюда готовой еды прямо внутри игры и на видео, раздавала промокоды геймерам. Результат — вирусный эффект среди аудитории, не охваченной классической рекламой. Бренд получил +20% молодежной аудитории (внутренние оценки команды).
В долгосрочной перспективе виртуальные блогеры однозначно выгоднее бизнесу по совокупности всех преимуществ. Цифровой инфлюенсер не болеет, не исчезает и остается верен бренду навсегда. Уже на горизонте 6–12 месяцев он выгоднее, чем классическая инфлюенс-модель»
Алексей Парфун
Гендиректор агентства AI Influence
Рынок ИИ-инфлюенсеров. Прогнозы на будущее до 2048 года
Агентство AI Influence на основе данных из HypeAuditor, VirtualHumans, Harvard Business Review и других источников представили несколько сценариев развития рынка виртуальных инфлюенсеров до 2048 года.
Симбиоз человека и AI
Полностью автономные виртуалы в ближайшие годы не вытеснят людей — они будут сотрудничать. В 2030-х появятся гибридные инфлюенсеры: реальный блогер будет создавать свой виртуальный аватар-двойник и параллельно работать сам. В 2040-х годах граница может стать условной — аудитория будет фанатеть от персонажей, созданных в содружестве с нейросетью, считая их такими же реальными, только живущими в цифре.
Бренды научатся выстраивать отношения между своими амбассадорами-людьми и амбассадорами-AI, усиливая сильные стороны каждого.
Новые технологии = новые инфлюенсеры
К 2048 году виртуальные лидеры мнений выйдут за пределы телефонов. Надеваешь очки дополненной реальности (AR) — и любимый цифровой персонаж идет рядом с тобой по улице, комментирует витрины или показывает дорогу. Голограммы на концертах и мероприятиях позволят виртуальным селебрити выступать перед аудиторией физически — уже сейчас Hatsune Miku собирает стадионы фанатов в виде голограммы, в будущем это станет повсеместным.
Искусственный интеллект станет эмоциональнее, появятся модели, умеющие шутить, сочинять музыку, общаться с людьми — персональные ИИ-приятели, но одновременно также медиазвезды.
Возможно, к 2048 году у каждого будет свой ИИ-кумир или ассистент, настроенный под личные интересы. Благодаря развитию технологий виртуалы смогут обучаться на лету, подстраивая контент под настроение своих поклонников.
Этика и доверие
Большое будущее несет и большие вопросы. Чем совершеннее виртуальные инфлюенсеры, тем острее вопрос доверия и этики. Уже к 2030-м годам регуляторы могут ввести обязательное раскрытие виртуальных персонажей (например, хештег #AI).
Но к 2048 году грань между реальным и цифровым для поколения альфа/бета будет настолько размыта, что такие этикетки могут и не требоваться — общество привыкнет.
Вероятно, появятся цифровые этические кодексы, лицензии для компаний, управляющих виртуалами, чтобы предотвратить злоупотребления. Тем не менее, доверие к виртуальным лидерам может оказаться даже выше, чем к людским: они предсказуемы, не попадут в скандал из-за личной жизни, не устанут и не выгорят.
Культурное влияние
К 2048 году могут появиться виртуальные президенты или общественные деятели-AI, которые будут вести блоги от лица организаций, городов или даже идей.
Виртуальные персонажи уже сейчас проникают в искусство. В будущем виртуальный инфлюенсер сможет возглавить топ чартов или получить «Оскар» за фильм.
Культура станет трансмедийной: популярный виртуал одновременно может быть героем кино, игр, социальных сетей, а мерч с ним будет продаваться и в физических магазинах. Произойдет и обратное: известные реальные личности могут оцифровываться после смерти. Например, могут выходить новые альбомы с голограммой легендарного певца, общающейся с фанатами в соцсетях.
Советы брендам
Границы между реальными и вымышленными кумирами будут постепенно стираться, останутся только интересные истории и переживания, которые они дарят. В агентстве AI Influence подготовили семь рекомендаций брендам, что нужно делать уже сегодня, чтобы не отстать от других к 2048 году.
Совет 1. Экспериментировать с виртуальными героями
Попробовать коллаборацию с существующим виртуальным инфлюенсером, близким по духу к бренду, или создать простого персонажа для разовой кампании. Это поможет получить опыт и покажет реакцию аудитории.
Совет 2. Создать собственного виртуального амбассадора
Если бренд готов к долгосрочной игре — инвестировать в разработку своего CGI-персонажа. Он может стать лицом компании в метавселенной, в VR/AR приложениях, на онлайн-ивентах.
Совет 3. Сфокусироваться на контенте и сценарии
Виртуальный образ сам по себе привлечет внимание новизной, но удержит внимание только интересный контент. Продумайте историю персонажа, делайте интерактив (опросы, ответы от лица виртуала), вовлекайте аудиторию в развитие героя.
Совет 4. Сохранять подлинность и доверие
Будьте прозрачны: не выдавайте ИИ за человека, лучше обыграйте это. Показывайте закулисье создания виртуала — людям это любопытно. И обязательно транслируйте искренние эмоции: пусть виртуальный герой реагирует на новости, общается по душам.
Совет 5. Отслеживать метрики и отдачу
Четко определите показатели эффективности (KPI) для виртуального инфлюенсера: рост вовлеченности (ER), трафик, продажи с промокодов. Сравнивайте с обычными кампаниями. Пока инструмент новый, важна аналитика — это убедит руководство продолжать инвестиции. Если окупаемость инвестиций (ROI) лучше среднего по рынку (а уже сейчас это 13,7% против 12,3% у обычных кампаний), значит вы на верном пути.
Совет 6. Готовиться к будущему сейчас
2048 год не так близко, но тренды задаются сегодня. Развивайте экспертизу в AI, 3D, AR-технологиях внутри команды. Закладывайте в бренд- платформу гибкость для виртуальных интеграций. Думайте наперед: возможно, через 5–10 лет у вас будет отдел по работе с виртуальными инфлюенсерами или даже целая линейка своих цифровых персонажей под разные аудитории.
Совет 7. Помните: виртуальные инфлюенсеры — это не цель, а средство
Средство привлечь и удержать внимание в эпоху информационного перегруза. Бренды, умеющие говорить на языке аудитории (будь то устами человека или аватара), всегда выигрывают.
*продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)
Что такое AI Influence
Компания позиционирует себя как Full-AI агентство, создающее цифровых инфлюенсеров, бренд-аватаров и виртуальные копии реальных людей. Инфраструктура агентства строится на нейросетях (GPT, DALL·E, Stable Diffusion, Heygen и др.), motion capture и собственных решениях для создания и управления цифровыми героями. Это не просто неподвижные или движущиеся изображения, которые сгенерированы при помощи трёхмерной компьютерной графики (CGI), а полноценные медиаперсоны с характером и поведенческой моделью.