ИИ-технологии в ритейле в 2025 году: как нейросетевые поисковики и чат-боты трансформируют онлайн-шопинг
Иллюстрация Pexels
ИИ-трафик растет по экспоненте
Потребители, многие годы использовавшие классическую выдачу Google с десятью синими ссылками для поиска чего угодно — от советов по путешествиям до покупки джинсов — быстро адаптируются к новому формату: поиску на основе ИИ через чат-боты, которые находят и обобщают нужную информацию за них. Согласно новому исследованию Adobe, ИИ-поисковики уверенно идут к тому, чтобы стать значимым источником трафика для онлайн-ритейлеров.
Особенности исследования: проанализирован 1 трлн визитов
Эксперты изучили данные системы Adobe Analytics о более чем 1 триллионе визитов на сайты интернет-магазинов в США. Утверждается, что это крупнейший массив данных в этой области, превосходящий по объему исследования других технологических компаний и аналитических центров.
Цифры показывают, что с 1 ноября по 31 декабря 2024 года, то есть в самый горячий для розницы из-за предстоящих праздников период, число переходов на сайты магазинов с генеративных ИИ-источников оказалось на 1300% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. А в Киберпонедельник — самую главную в году онлайн-распродажу — рост оказался двадцатикратным — 1950%.
Динамика изменений впечатляет: с сентября 2024 года объем ИИ-трафика удваивается каждые два месяца. За 8 месяцев с июля по февраль 2025 года получаемый ритейлерами с нейросетей-поисковиков и чат-ботов трафик вырос на 1200% по сравнению с июлем 2024 года.
Вовлеченность выше, конверсии — ниже
Для бизнеса немаловажно, что приходящие с ИИ-сайтов пользователи ведут себя иначе, чем приходящие с Google. По данным Adobe Analytics, они остаются на сайтах на 8% дольше и просматривают на 12% больше страниц за одно посещение. Показатель отказов среди таких пользователей на 23% ниже по сравнению с трафиком из других источников. Возможная причина в том, что чат-боты предлагают более подробные и качественные результаты, чаще традиционных поисковиков помогая найти именно то, что ищешь. В результате люди чувствуют себя более информированными и уверенными в процессе принятия решения о покупке.
Но несмотря на положительные изменения в вовлеченности, конверсия трафика с ИИ-систем в покупки пока на 9% ниже по сравнению с другими источниками. В то же время, этот разрыв значительно сократился с июля 2024 года, когда он составлял 43%. Это может говорить о том, что ИИ чаще используется потребителями на этапе исследования предложений и выбора, а не для немедленной покупки.
Разрыв в показателях конверсии в покупки между посетителями с традиционных и ИИ-поисковиков быстро сокращается
Конверсия для переходов с ИИ-поисковиков оказалась максимальной в сегментах электроники и ювелирных изделий, тогда как в категориях одежды, товаров для дома и продуктового ритейла она остается самой низкой. Это свидетельствует о том, что пользователи чаще всего используют ИИ при больших покупках (например, телевизора) для уточнения параметров товаров и сужения круга вариантов.
У ИИ-трафика есть еще одна особенность: основной объем поступает с настольных компьютеров (86%), тогда как на мобильные устройства приходится лишь 14%. Это контрастирует с общей структурой онлайн-торговли, где доля переходов с настольных компьютеров составляет всего 34%. Очевидно, пользователям удобнее взаимодействовать с интерфейсами чат-ботов на больших экранах.
У ИИ-трафика есть еще одна особенность: основной объем поступает с настольных компьютеров (86%), тогда как на мобильные устройства приходится лишь 14%. Это контрастирует с общей ситуацией в онлайн-торговли, где доля переходов с настольных компьютеров составляет всего 34%. Очевидно, пользователям удобнее взаимодействовать с интерфейсами чат-ботов на больших экранах.
ИИ-поиск стал массовым
В дополнение к анализу трафика Adobe также опросила 5 тыс. человек в США. Основная цель — понять, как именно генеративный ИИ влияет на поведение потребителей во время онлайн-шопинга и в другие сферы онлайн-коммерции.
Как выяснилось, 39% респондентов уже использовали такой «умный» шопинг на базе генеративного ИИ для покупок в интернете, а 53% планируют сделать это в ближайший год. среди решаемых таким образом задач чаще всего называли исследование перед покупкой (55%), получение рекомендаций (47%), поиск скидок (43%), подбор подарков (35%), возможность найти уникальные товары (35%) и создание списков покупок (33%).
92% из уже применявших технологию пользователей отметили, что использование ИИ-инструментов для поиска товаров улучшает их покупательский опыт, а 87% заявили о готовности использовать его при крупных и сложных покупках.
Рынок поиска ждет трансформация
Поиск приносит Google около $50 млрд за квартал, однако его доля рынка контекстной рекламы падает. По данным eMarketer, в США в 2024 году она снизилась до 50,5%, а в 2025 году может упасть ниже 50%. Среди конкурентов быстрее всего растут Amazon, TikTok и новые игроки, такие как Perplexity. Так, TikTok уже стал поисковиком по товарам для 41% своих пользователей. В результате, как писал ADPASS, рекламодатели в текущем году собираются увеличить бюджеты на рекламу у конкурентов Google на четверть.
Рост трафика с ИИ-сервисов на сайты в категориях ритейла, путешествий и финансов
Помимо ритейла ИИ-трафик показывает взрывной рост в категориях путешествий и финансов. Трафик на туристические сайты из ИИ-источников в феврале 2025 года вырос на 1 700% по сравнению с июлем 2024 года, а на финансовые ресурсы — на 1 200%. 29% опрошенных применяют ИИ-поиск для планирования путешествий, включая разработку маршрутов и поиск отелей, а 27% — для управления личными финансами. Последний показатель особенно примечателен, поскольку демонстрирует рост доверия к ИИ в вопросах, требующих точности и уверенности в надежности данных. Пользователи все чаще обращаются к ИИ за советами по ведению бюджета и выбору банковских продуктов, особенно когда речь идет о планировании крупных расходов или экономии на регулярных платежах.
ИИ нашел рекламу и скандалы
Запуск поисковых инструментов на базе ИИ сопровождался проблемами — они часто допускали нелепые ошибки, выдумывали информацию если не могли ее найти и поначалу было неясно, будут ли они действительно полезными.
Особенно отличились запущенные в мае 2024 года Google ИИ-обзоры (AI Overviews — подробные ответы на запрос, составленные из информации сразу с многих сайтов и выводимые над списком ссылок). Генерирующая их модель Gemini предлагала пользователям добавлять клей в пиццу, чтобы закрепить сыр, съедать по одному небольшому камню в день и утверждала, что Барак Обама стал в США первым президентом-мусульманином. Тем не менее Google почти сразу добавил в ИИ-обзоры рекламу — подбираемые по контексту запроса продуктовые объявления, позволяющие перейти на сайт продавца и сразу купить товар.
Еще один пример — стартап Perplexity, который предлагает ИИ-поиск через диалоговый интерфейс (также сопровождаемый продуктовой рекламой) и уже столкнулся с рядом скандалов. В июне прошлого года редактор Forbes обвинил компанию в массовом плагиате журналистских материалов. Генеральный директор стартапа Аравинд Шринивас признал наличие «шероховатостей», пообещал улучшить продукт на основе отзывов и начал делиться рекламными доходами со СМИ. Однако это не помогло: Forbes пригрозил подать в суд, а медиахолдинг Руперта Мердока News Corp уже подал иск о нарушении авторских прав.
В прошлом году OpenAI тоже запустила функцию поиска в своем основном продукте — ChatGPT, но зарабатывать на рекламе в нем пока не собирается. Ее генеральный директор Сэм Альтман заявил, что реклама может появиться только в крайнем случае, поскольку ее сочетание с ИИ кажется ему «крайне тревожащим». Финансовый директор компании Сара Фрайер упомянула, что возможность внедрения рекламы рассматривается, но позже пресс-секретарь компании сообщил, что от этого плана отказались. Отсутствие рекламы, раздражающей многих пользователей, может оказаться для поиска в ChatGPT конкурентным преимуществом.
При этом OpenAI учла ошибки Google и Perplexity и назвала продукт прототипом, чтобы снизить риск репутационного ущерба. А чтобы избежать многочисленных исков о нарушении авторских прав она договорилась о платном лицензировании контента с многими ведущими мировыми СМИ (Associated Press, Financial Times, медиахолдинг Axel Springer и другие). В компании настаивают, что издатели имеют полный контроль над отображением своего контента в ChatGPT.
Лучшее в блогах
Вам понравится
ВкусВилл запустил масштабный новогодний редизайн и переодел в зимнюю упаковку более 150 товаров к празднику. В иллюстрациях — зимняя атрибутика и собирательные портреты покупателей, наслаждающихся зимой.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана