19.03.2025, 15:00

ИИ-технологии в ритейле в 2025 году: как нейросетевые поисковики и чат-боты трансформируют онлайн-шопинг

Чат-боты и поисковые системы на базе ИИ менее чем за год заметно изменили поведение пользователей. Анализ трафика на сайты онлайн-магазинов и маркетплейсов показывает взрывной рост переходов с таких ресурсов. Потребителей привлекает возможность сразу получить подробный ответ на запрос, не посещая многочисленные ссылки. Хотя серьезной угрозы для монополии Google на рынке поисковой рекламы пока нет, маркетологам стоит обратить внимание на новый тренд.

Иллюстрация Pexels

ИИ-трафик растет по экспоненте

Потребители, многие годы использовавшие классическую выдачу Google с десятью синими ссылками для поиска чего угодно — от советов по путешествиям до покупки джинсов — быстро адаптируются к новому формату: поиску на основе ИИ через чат-боты, которые находят и обобщают нужную информацию за них. Согласно новому исследованию Adobe, ИИ-поисковики уверенно идут к тому, чтобы стать значимым источником трафика для онлайн-ритейлеров.

Цифры показывают, что с 1 ноября по 31 декабря 2024 года, то есть в самый горячий для розницы из-за предстоящих праздников период, число переходов на сайты магазинов с генеративных ИИ-источников оказалось на 1300% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. А в Киберпонедельник — самую главную в году онлайн-распродажу — рост оказался двадцатикратным — 1950%.

Динамика изменений впечатляет: с сентября 2024 года объем ИИ-трафика удваивается каждые два месяца. За 8 месяцев с июля по февраль 2025 года получаемый ритейлерами с нейросетей-поисковиков и чат-ботов трафик вырос на 1200% по сравнению с июлем 2024 года.

Вовлеченность выше, конверсии — ниже

Для бизнеса немаловажно, что приходящие с ИИ-сайтов пользователи ведут себя иначе, чем приходящие с Google. По данным Adobe Analytics, они остаются на сайтах на 8% дольше и просматривают на 12% больше страниц за одно посещение. Показатель отказов среди таких пользователей на 23% ниже по сравнению с трафиком из других источников. Возможная причина в том, что чат-боты предлагают более подробные и качественные результаты, чаще традиционных поисковиков помогая найти именно то, что ищешь. В результате люди чувствуют себя более информированными и уверенными в процессе принятия решения о покупке.

Но несмотря на положительные изменения в вовлеченности, конверсия трафика с ИИ-систем в покупки пока на 9% ниже по сравнению с другими источниками. В то же время, этот разрыв значительно сократился с июля 2024 года, когда он составлял 43%. Это может говорить о том, что ИИ чаще используется потребителями на этапе исследования предложений и выбора, а не для немедленной покупки.

Разрыв в показателях конверсии в покупки между посетителями с традиционных и ИИ-поисковиков быстро сокращается

Конверсия для переходов с ИИ-поисковиков оказалась максимальной в сегментах электроники и ювелирных изделий, тогда как в категориях одежды, товаров для дома и продуктового ритейла она остается самой низкой. Это свидетельствует о том, что пользователи чаще всего используют ИИ при больших покупках (например, телевизора) для уточнения параметров товаров и сужения круга вариантов.

У ИИ-трафика есть еще одна особенность: основной объем поступает с настольных компьютеров (86%), тогда как на мобильные устройства приходится лишь 14%. Это контрастирует с общей структурой онлайн-торговли, где доля переходов с настольных компьютеров составляет всего 34%. Очевидно, пользователям удобнее взаимодействовать с интерфейсами чат-ботов на больших экранах.

У ИИ-трафика есть еще одна особенность: основной объем поступает с настольных компьютеров (86%), тогда как на мобильные устройства приходится лишь 14%. Это контрастирует с общей ситуацией в онлайн-торговли, где доля переходов с настольных компьютеров составляет всего 34%. Очевидно, пользователям удобнее взаимодействовать с интерфейсами чат-ботов на больших экранах.

ИИ-поиск стал массовым

В дополнение к анализу трафика Adobe также опросила 5 тыс. человек в США. Основная цель — понять, как именно генеративный ИИ влияет на поведение потребителей во время онлайн-шопинга и в другие сферы онлайн-коммерции.

Как выяснилось, 39% респондентов уже использовали такой «умный» шопинг на базе генеративного ИИ для покупок в интернете, а 53% планируют сделать это в ближайший год. среди решаемых таким образом задач чаще всего называли исследование перед покупкой (55%), получение рекомендаций (47%), поиск скидок (43%), подбор подарков (35%), возможность найти уникальные товары (35%) и создание списков покупок (33%).

92% из уже применявших технологию пользователей отметили, что использование ИИ-инструментов для поиска товаров улучшает их покупательский опыт, а 87% заявили о готовности использовать его при крупных и сложных покупках.

Рост трафика с ИИ-сервисов на сайты в категориях ритейла, путешествий и финансов

Помимо ритейла ИИ-трафик показывает взрывной рост в категориях путешествий и финансов. Трафик на туристические сайты из ИИ-источников в феврале 2025 года вырос на 1 700% по сравнению с июлем 2024 года, а на финансовые ресурсы — на 1 200%. 29% опрошенных применяют ИИ-поиск для планирования путешествий, включая разработку маршрутов и поиск отелей, а 27% — для управления личными финансами. Последний показатель особенно примечателен, поскольку демонстрирует рост доверия к ИИ в вопросах, требующих точности и уверенности в надежности данных. Пользователи все чаще обращаются к ИИ за советами по ведению бюджета и выбору банковских продуктов, особенно когда речь идет о планировании крупных расходов или экономии на регулярных платежах.

ИИ нашел рекламу и скандалы

Запуск поисковых инструментов на базе ИИ сопровождался проблемами — они часто допускали нелепые ошибки, выдумывали информацию если не могли ее найти и поначалу было неясно, будут ли они действительно полезными.

Особенно отличились запущенные в мае 2024 года Google ИИ-обзоры (AI Overviews — подробные ответы на запрос, составленные из информации сразу с многих сайтов и выводимые над списком ссылок). Генерирующая их модель Gemini предлагала пользователям добавлять клей в пиццу, чтобы закрепить сыр, съедать по одному небольшому камню в день и утверждала, что Барак Обама стал в США первым президентом-мусульманином. Тем не менее Google почти сразу добавил в ИИ-обзоры рекламу — подбираемые по контексту запроса продуктовые объявления, позволяющие перейти на сайт продавца и сразу купить товар.

Еще один пример — стартап Perplexity, который предлагает ИИ-поиск через диалоговый интерфейс (также сопровождаемый продуктовой рекламой) и уже столкнулся с рядом скандалов. В июне прошлого года редактор Forbes обвинил компанию в массовом плагиате журналистских материалов. Генеральный директор стартапа Аравинд Шринивас признал наличие «шероховатостей», пообещал улучшить продукт на основе отзывов и начал делиться рекламными доходами со СМИ. Однако это не помогло: Forbes пригрозил подать в суд, а медиахолдинг Руперта Мердока News Corp уже подал иск о нарушении авторских прав.

В прошлом году OpenAI тоже запустила функцию поиска в своем основном продукте — ChatGPT, но зарабатывать на рекламе в нем пока не собирается. Ее генеральный директор Сэм Альтман заявил, что реклама может появиться только в крайнем случае, поскольку ее сочетание с ИИ кажется ему «крайне тревожащим». Финансовый директор компании Сара Фрайер упомянула, что возможность внедрения рекламы рассматривается, но позже пресс-секретарь компании сообщил, что от этого плана отказались. Отсутствие рекламы, раздражающей многих пользователей, может оказаться для поиска в ChatGPT конкурентным преимуществом.

При этом OpenAI учла ошибки Google и Perplexity и назвала продукт прототипом, чтобы снизить риск репутационного ущерба. А чтобы избежать многочисленных исков о нарушении авторских прав она договорилась о платном лицензировании контента с многими ведущими мировыми СМИ (Associated Press, Financial Times, медиахолдинг Axel Springer и другие). В компании настаивают, что издатели имеют полный контроль над отображением своего контента в ChatGPT.

Авторы:
Николай Белый
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

ВкусВилл
20.11.2025