29.01.2025, 16:01

SEO- тренды 2025 от Sistrix: как попасть в ТОП поисковой выдачи

В 2024 году тренды SEO определялись массовым внедрением функций искусственного интеллекта, ростом видимости качественного пользовательского контента и активной фоне успешной борьбы с SEO-спамом. Специалисты крупного SEO-агентства и производителя ПО Sistrix уверены: Google, с октября теряющий долю рынка, вынужденно реагирует на бурное развитие чат-ботов и растущее недовольство аудитории качеством работы поисковых систем. Как попасть в топ поисковой выдачи, не нарушая правил и принося пользу людям, — в материале ADPASS.
тренды seo 2025 - фото

Photo by Merakist on Unsplash

Google отбивается от ИИ-конкурентов

В отчете Sistrix «IndexWatch: Победители SEO в Google 2024» приводятся списки сайтов, платформ и брендов, эффективнее всех применявших в прошлом году SEO для повышения своей видимости, а также анализируются методы, которые позволили этого достичь.

Как писал ранее ADPASS, с октября 2024 года доля Google на мировом рынке интернет-поиска снижается четыре месяца подряд — впервые за последние 10 лет. Речь идет о долях процента, но случайностью такой длительный период падения числа запросов уже не объяснишь, и в поисковике не могут не беспокоиться в связи с наметившейся тенденцией.

Борьба за удержание пользователей ведется в двух направлениях. Первое — разработка и внедрение формата поисковой выдачи «ИИ-обзор» (AI Overview), аналогичного ответам чат-ботов с ИИ или набирающего популярность инновационной поисковой системы Perplexity (он анализирует запрос, ищет информацию по нему сразу на нескольких сайтах и отвечает составленным на ее основе развернутым текстом).

SEO оптимизация в 2025 году не может игнорировать фактор искусственного интеллекта: «Гугл» и «Яндекс» все чаще сначала показывают пользователям на первом экране выдачи написанный ИИ развернутый ответ с ссылками на источники. То есть именно от нейросетей все чаще зависит, контент с какого сайта увидит пользователь (и, возможно, кликнет по ссылке) — поисковая оптимизация обязана это учитывать.

Самый важный фактор, заставлявший в 2024 масштабной переменой в подходах к поисковой оптимизации в 2024 году стал, как считают исследователи Sistrix, запуск Google «ИИ-обзоров» AI Overviews 14 мая 2024 года. Это формат, когда поиск Google в ответ на запрос выдает составленный ИИ Gemini развернутый текстовый ответ (часто сопровождаемый рекламой), а платные текстовые объявления и ссылки показывает уже под ним. Несмотря на неуверенный старт (ИИ, например, насмешил весь интернет предложением добавлять клей в пиццу, чтобы закрепить начинку), «ИИ-обзоры» непрерывно улучшались. Во второй половине года Google запустил их уже более, чем в 100 странах, за исключением континентальной Европы с ее замысловатыми законами о защите пользовательских данных и Ближнего Востока, где в прошлом году многим было не до интернет-поиска.

В конце года генеральный директор Google Сундар Пичаи отметил, что в 2025 году «ставки высоки», и Google должен быть «непреклонно сосредоточен на раскрытии преимуществ ИИ для решения реальных проблем пользователей». Так что тренды SEO и в 2025 году будут в значительной степени связаны

Пользовательский контент против SEO-спама

Второе направление, в котором Google работает ради сохранения лидерства, — улучшение пользовательского опыта и в целом полезности поиска.

Судя по приводимым авторами отчета данным, еще в середине 2023 года начала заметно расти ранее долго остававшаяся неизменной видимость форумов и пользовательского контента (user-generated content, UGC). То есть в Google наконец-то начали реагировать на все более громкую критику. Пользователи не первый год жалуются, что выдача становится бесполезной из-за SEO-спама, а с появлением ChatGPT, способного тысячами писать мусорные SEO-статьи, проблема значительно усугубилась.

Тренд на повышение видимости качественных пользовательских постов вылился в приоритезации категории сайтов «Hidden Gems» (скрытых жемчужин) в результатах поиска. Google также увеличил видимость новой функции поисковой выдачи (SERP) под названием «What People Are Saying» («Что говорят люди»). Она отображает посты из социальных сетей, обсуждения на форумах, видео и блоги, особенно если страницы содержат различные пользовательские точки зрения по теме запроса и реальный опыт живых людей.

Параллельно идет совершенствование процессов выявления SEO-спама (об этой проблеме ADPASS ранее писал). Самым важным на этом направлении стало начало борьбы поисковика еще с тремя типами недобросовестного поведения сайтов. Это Scaled Content Abuse (злоупотребление массовым созданием контента), Site Reputation Abuse (злоупотребление репутацией сайта) и Expired Domain Abuse (злоупотребление просроченными доменами). Внедрение этих политик сопровождалось другими масштабными обновлениями и запуском новых автоматических антиспам-механизмов. В итоге Google удалось понизить органические позиции многочисленных сайтов-нарушителей.

Кто делает самую качественную SEO-оптимизацию

Так выглядит первая десятка сайтов, в прошлом году больше всего нарастивших видимость в поиске Google в абсолютных величинах. К сожалению, в отчете не приводится информация о том, как именно и на основе каких данных его авторы вычисляли приводимый в таблице индекс видимости сайта.

качественная seo-оптимизация - фото

(Соцсети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ).

Для большей наглядности ADPASS вычислил годовое процентное изменение индекса видимости сайтов, которым помогает двигаться вперед качественная SEO-оптимизация, и отсортировал по этому параметру топ-10 из предыдущей таблицы:

как попасть в топ выдачи - фото

Ниже перечислены 10 ресурсов, которым удалось угодить новым алгоритмам Google и за год более чем вдвое увеличить индекс видимости в процентном отношении. Многие из этих сайтов принадлежат малоизвестным компаниям и сервисам. Что доказывает: качественное SEO-продвижение доступно не только глобальным платформам с почти неограниченными ресурсами вроде YouTube или Spotify.

тренды seo-оптимизации - фото

На первом месте по приросту оказался образовательный сайт для школьников ck12.org с ИИ-преподавателем. Далее следуют Virginatlantic.com — сайт одноименной авиакомпании, quillbot.com — ИИ сервис для работы с текстами, hardrock.com — сайт сети отелей, thekitchn.com — один из крупнейших в интернете каталогов кулинарных рецептов, canon-cna.com создан канадским представительством Canon, us-appliance.com — крупный онлайн-ретейлер бытовой техники, oed.com — официальный сайт Оксфордского словаря английского языка, sa.gov — муниципальный сайт города Сан-Антонио, а hubpages.com — быстро растущая блог-платформа.

Как попасть в топ выдачи Google

В Sistrix постарались выяснить, в чем секрет успеха SEO-стратегии сайтов-чемпионов по привлечению органического трафика. Показавший максимальный абсолютный прирост индекса видимости (1274 пункта за год, +190%) Reddit.com — крупнейшая в англоязычном интернете платформа форумов и удерживает первую строчку рейтинга второй год подряд. Нововведения в алгоритмах ранжирования Google вывели его на третье место среди самых видимых сайтов в США. Для сравнения, в начале 2023 года Reddit занимал 92-е место. Продвижение сервиса в рейтингах наблюдалось по всем типам ключевых слов, что сделало его неожиданным конкурентом для привлекающих клиентов через контент-маркетинг и СЕО онлайн-бизнесов, особенно сайтов с обзорами и сравнениями товаров.

Несмотря на развернутую Google борьбу с SEO-спамом, поисковик отходит от практики наказания платформ за некачественный (созданный ИИ или списанный у законных владельцев) пользовательский контент — по крайней мере, если информационный мусор не доминирует на площадке. Один из примеров — блог-платформа hubpages.com, улучшившая за год позиции в Google на 256,00%, в основном за счет своего поддомена discover.hubpages.com. Во второй половине 2024 года этот поддомен занял высокие позиции в органической выдаче по широкому кругу тем, включая контент о животных, музыку, цитаты, шутки и рейтинги самых популярных имен. Он содержит тысячи статей, опубликованных сотрудничающими с HubPages авторами, и в целом высоко оценивается алгоритмами Google. Поисковик по сути закрывает глаза на то, что многие статьи там — это малоинформативные тексты, перегруженные ключевыми словами и, судя по их неестественному языку, составленные при помощи ИИ.

Такие сайты поисковик раньше нещадно наказывал понижением в выдаче. «Это позволяет предположить, что для алгоритмов Google стали важнее UGC-сайты как таковые, и в приоритете их продвижение, а не борьба со спамом», — сказано в отчете Sistrix. Стремление поисковика насытить выдачу написанным живыми людьми полезным контентом подтверждается и заметным улучшением позиций других популярных платформ, где пользователи размещают публикации, в том числе программный код: Quora, Tripadvisor, JustAnswer, Stack Overflow и GitHub.

В поисках решения как попасть в топ «Яндекса» или Google, многие пробуют новую программную платформу (бэкенд) с изменением структуры поддиректорий или массово меняют URL-адреса страниц на основе популярных ключевых фраз. Ретейлер Carters.com занял первую позицию по многим коммерческим высокочастотникам, включая «детская одежда», «магазин одежды для детей» и «одежда для детей». Детальный анализ показывает, что большинству страниц сайта, получающим трафик от Google по этим ключевым словам, в последнее время поменяли адреса: теперь они совпадают с ключами, например, www.carters.com/baby-clothes.

Автоматизация SEO без риска

Некоторые сайты-лидеры, ориентируясь на тренды поисковой оптимизации, добились роста видимости при помощи довольно рискованной (из-за возможного понижения в выдаче) стратегии — автоматизации SEO. Существующие инструменты позволяют, задав ключевые слова, в несколько кликов создать с ними сотни или тысячи страниц. Используются ключи, таргетирующие множество различных поисковых запросов, релевантных основному предложению сайта. Это один из методов так называемого программатик-SEO.

Например, сайт ck12.org, позиционирующий себя как «самый мощный в мире ИИ-репетитор», показал значительный рост видимости, в основном за счет своего поддомена flexbooks и подкаталогов /flexi. Эти страницы, судя по всему, были сформированы автоматически при помощи собственного программного решения на основе ИИ, но дают полезные ответы на распространенные поисковые запросы, такие как конвертация метрических единиц и температур.

Другой сайт, использующий аналогичный подход, — Quillbot.com, ИИ-инструмент для работы с текстами и выявления материалов, сгенерированных ИИ. Его видимость выросла за 2024 год на 490%. Больше всего органичесого трафика тут получают страницы с ИИ-инструменты для перевода, перефразирования, проверки грамматики и других задач. Причем в случае с ИИ-переводчиком были даже созданы отдельные страницы под каждую из поддерживаемых сервисом сотен языковых пар.

По мнению специалистов Sistrix эти примеры демонстрируют, что программатик-SEO дает эффект в том случае, когда контент полезен для посетителей. Но если это не так, повышается вероятность, что Google признает ресурс виновным в нарушении новой антиспам-политики о злоупотреблении массовой генерацией контента.

Какая SEO-оптимизация самая качественная

В отчете рассказывается, как попасть в топ Google разным типам бизнесов. Один из трендов SEO-оптимизации — объединение компанией своих сайтов, если их несколько. Например, в отчете Sistrix приводится такой кейс: Virgin Airlines отказалась от отдельного сайта для британцев и использует вместо него американский на домене .com.

В итоге его индекс видимости стал больше, чем раньше имели два отдельных сайта вместе взятые. А для Marriott успешной SEO-тактикой стало создание большого количества качественного нового контента о путешествиях и размещение его по URL, включающим строку /destination/ (направление).В список делавших эффективно работающее SEO вошли и несколько государственных сайтов. Абсолютным победителем стал cancer.gov с ростом видимости на 48 пунктов. Большая часть его роста связана с разделом-словарем, содержащим достоверные определения онкологических и других медицинских терминов. Эти страницы часто выходят в выдаче на первую позицию.

Как и в предыдущие годы, крупнейшие соцсети и видеохостинги, включая Instagram и YouTube, также повысили видимость. Впрочем, у них она растет каждый год из-за естественного увеличения объемов контента и аудитории платформ. А вот бывший Twitter (ныне соцсеть X) в конце 2024 года восстановил прежний, еще домасковский уровень видимости благодаря завершению миграции на домен x.com.

Еще одной категорией доменов, показавших существенный рост в течение 2024 года, стали музыкальные сайты: платформы с аудиоплеерами, текстами песен, плейлистами и информацией об исполнителях. Сильнее всего в этой категории прибавил Spotify — шведский стриминг набрал почти 300 новых пунктов видимости за год, причем основной рост случился после масштабного обновления Google алгоритмов поиска в августе.

Поисковик, судя по всему, оценил усилия платформы по повышению качества и количества веб-страниц артистов, альбомов и треков. Многие из них вошли в первую десятку выдачи Google по высокочастотным запросам, связанным с именами музыкантов или знаменитостей. В частности, к концу года Spotify поднялся на 4-ю позицию по запросу «Scarlett Johansson», тогда как попасть в топ выдачи в начале года, хотя бы в первую двадцатку, ему не удавалось.

Поведенческие данные Google, возможно, определили, что эти страницы Spotify обеспечивают лучший опыт для пользователей, ищущих имена музыкальных исполнителей, что привело к повышению позиций по таким запросам в целом.

Авторы:
Николай Белый
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
01.12.2025
Редакция ADPASS
27.11.2025
Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
12.11.2025
Отец интернета: веб умирает как рекламная платформа

Тим Бернерс-Ли изобрел веб 35 лет назад, создав язык разметки HTML и протокол передачи данных HTTP, а в 2004 году получил за это рыцарский титул от британской королевы Елизаветы II. Сегодня он уверен: его детище переживает кризис, который ставит под угрозу всю отрасль цифровой рекламы. В беседе с The Verge «отец интернета» описал уже наступающее будущее, в котором новые данные не попадают в открытый веб, ИИ-агенты убивают рекламную модель сайтов, а пользователи кардинально меняют привычки на фоне новой браузерной войны. Для маркетологов это фундаментальный сдвиг: к моменту, когда ИИ-агенты окончательно заменят пользователей на сайтах, цифровая реклама должна успеть перестроиться с таргетирования людей на переговоры с машинами.