Вторая жизнь проекта: как превращать архивные наработки в новые продукты?
У любой команды, которая давно работает в креативе, есть своя «Библиотека проектов». Пилоты, сделанные под премию. Спецпроекты под разовый инфоповод. Презентации, в которые вложились всей командой и после выступления больше к ним не возвращались.
Чаще всего такие проекты живут пару недель, получают долю своего внимания и отправляются в архив. В лучшем случае о них вспоминают, чтобы добавить в портфолио. В худшем просто отправляют в папку «Старье». Но в действительности это не архив, а сырьевой склад. Там лежат персонажи, вселенные, структуры, креативы, которые можно (и часто нужно) переупаковывать в новые продукты. В этой статье расскажем, как мы в Magnetto.pro прошли этот путь сами на примере прошлогоднего комикса для премии «Айда» от Sostav и созданного на его базе курса «Стратегический маркетинг». Но перед тем, как перейти к кейсу, для начала разберемся, почему старые проекты так легко забываются и как разглядеть в них потенциал, чтобы дать им вторую жизнь.
Почему старые проекты чаще умирают, чем эволюционируют?
-
Проект был привязан к разовому инфоповоду. Премия, конференция, юбилей бренда — как только инфоповод исчезает, кажется, что и продукт устарел. Хотя в реальности устаревает только оболочка, а не сама идея.
-
Команда переключается на «горящие» задачи. После запуска редко есть ресурс сесть и задать себе вопрос: «А что еще можно сделать на основе этого?». Проще двигаться дальше и запускать следующее.
-
Нет привычки смотреть на проекты как на интеллектуальную собственность. Под ней в контенте и образовании понимается вселенная, герой, методология, набор принципов. Мы же часто видим только «ролик», «комикс», «курс», а не то, что за ними.
-
Страх показаться неоригинальными. Есть ощущение, что «это уже было», значит, нельзя трогать. Хотя аудитория в большинстве случаев видела только маленький фрагмент, а глубокая переработка — это не копия, а развитие.
Именно поэтому папки в архиве годами лежат нетронутыми. Однако, если посмотреть на них под другим углом, они могут превратиться в отправную точку для новых возможностей.
Что значит «дать проекту вторую жизнь»?
Вторая жизнь — это не про «вытащить старый макет и еще раз его запостить». Речь идет о более глубокой переработке. Сначала нужно честно ответить себе, что именно было ценного в проекте изначально. Это мог быть не сам формат, а герой с понятной мотивацией, особый визуальный язык, необычная структура повествования или методика объяснения сложной темы через историю.
Следующий шаг — отделить ядро от повода. Если убрать логотип премии или название конференции, остается ли внутри живой конфликт, универсальная ситуация, понятный персонаж? Если да, это уже не «архивный кейс», а потенциальная сюжетная и продуктовая платформа.
Затем важно переопределить задачу. Подо что эта платформа может работать сегодня: под обучение сотрудников, онбординг клиентов, HR-бренд, развитие партнеров, внутренние стандарты работы? Новая прикладная цель часто радикально меняет формат. Комикс превращается в курс, внутренняя презентация — в методичку, разовый вебинар — в сценарий практикума.
Кейс Magnetto.pro : «Как комикс, созданный для премии, мы превратили в новый сюжетный образовательный продукт».
Все эти шаги мы прошли с нейрокомиксом «Солнечный ключ: притяжение счастья». О том, как мы вернулись к проекту и возродили его главного героя Дмитрия в новом сюжетном курсе «Стратегический маркетинг», рассказала Вера Неприенко, руководитель образовательного направления Magnetto.pro.
Год назад мы участвовали в конкурсе Sostav и сделали мини‑комикс о маркетологе Дмитрии, который превращал заброшенную деревню в туристический кластер. История хорошо себя показала в голосовании, и после завершения премии логично двинулась в сторону архива. Но через несколько месяцев у нашего отдела появилась новая задача — разработать курс по стратегическому маркетингу для практикующих специалистов. Нужен был продукт, который не повторяет классический подход к обучению, но помогает системно переосмыслить свою работу и выстроить стратегию в реальных условиях бизнеса. И тут мы вспомнили, что отправная точка для необычного формата у нас уже есть! Дмитрий может стать отличным проводником в мир маркетинга. За его методами стоит реальный опыт: он умеет вдохновлять, объясняет сложные вещи простым языком. Чтобы история стала более наполненной, мы добавили Анну — собирательный образ начинающего специалиста. Дмитрий дает практические инструменты, а путь Анны показывает, как от первых сомнений прийти к уверенным решениям. Так мы соединили теорию с практикой, старые наработки с новыми идеями и превратили обычный курс из скучных лекций в интересную историю в формате комикса.
Вера НеприенкоРуководитель образовательного направления Magnetto.pro.
Что это дало — и нам, и аудитории?
Переработка комикса в образовательный продукт принесла несколько эффектов, которые выходят далеко за рамки одного обучающего продукта:
-
Снижение затрат на разработку. У нас уже были герой, мир, визуальный стиль. Это позволило сосредоточиться на методике и сценариях, а не начинать с чистого листа.
-
Повышение вовлеченности. Участники курса говорят о Дмитрии и Анне как о знакомых людях: «на этом месте я увидел себя», «у меня был такой же созвон с тимлидом». Сюжет помогает удерживать внимание там, где в обычном курсе оно бы падало.
-
Укрепление бренда как «носителя вселенной». У нас появилась своя «франшиза», где герои и истории могут возвращаться в новых форматах: вебинарах, материалах для Telegram-канала, закрытых клубах.
-
Возможность продолжений. Дмитрий может уйти в новый бизнес, стать директором по маркетингу в другой компании, открыть агентство — и каждая новая ветка даёт почву для следующего продукта или спецпроекта.
Как дать вторую жизнь старому проекту: пошаговый подход
Если обобщить наш опыт, получается довольно прикладной алгоритм, который можно применить к любому контентному или образовательному проекту.
1. Проведите инвентаризацию архива. Соберите в одном месте:
-
спецпроекты и коллаборации;
-
пилотные форматы под премии и конференции;
-
внутренние обучающие материалы;
-
старые презентации и рекламные кампании.
Смотрите не на «устаревшую информацию» или «старые логотипы», а на идеи и структуры.
2. Найдите ядро проекта. Ответьте на вопросы: Есть ли здесь герой, с которым может себя ассоциировать ваша аудитория? Есть ли мир (вселенная), в которой происходит действие? Есть ли методика или подход, который повторяется от проекта к проекту? Есть ли конфликт, который всё ещё актуален? То, что повторяется и цепляет, — и есть ваше ядро.
3. Сопоставьте ядро с текущими задачами бизнеса. Подумайте, где это ядро может быть полезно сейчас:
-
обучить сотрудников продукту или сервису;
-
объяснить сложный процесс партнерам;
-
выстроить системную программу развития для клиентов;
-
усилить HR-бренд через серию историй.
Важно, чтобы новая задача была живой и конкретной, а не абстрактным «куда-нибудь пристроим».
4. Выберите новый формат и добавьте методику. Решите, во что вы это перепаковываете: курс, сериал, обучающую игру, серию писем, комикс-рассылку. Затем задайте себе методические вопросы: Чему конкретно человек научится в результате? Как мы это измерим? Где в новом продукте будет «место для действия»: задания, практики, разборы?
Без этого «вторая жизнь» рискует остаться просто ремастером старого проекта. История Дмитрия — не случайное стечение обстоятельств. Почти у каждого бренда или агентства есть свои забытые герои, удачно собранные презентации, одинокие спецпроекты, которые когда-то выстрелили и исчезли.
Разница только в том, смотрим ли мы на них как на прошлое или как на задел на будущее. Можно бесконечно гнаться за ощущением новизны и каждый раз начинать с пустого листа. А можно признать, что у бренда есть свои активы, и научиться работать с ними, как с интеллектуальной собственностью. Это не означает, что нужно отказываться от инноваций. Важно разумно распределять ресурсы, вкладывая их в развитие проверенных решений.
Так что присмотритесь к своим старым проектам и подумайте, может какому-нибудь из них можно дать второй шанс?
Лучшее в блогах
Вам понравится
Все чаще рынок обсуждает не показы и клики, а внимание. У многих рекламных платформ уже появились собственные attention-метрики, но вместе с трендом пришли и вопросы доверия: как их верифицировать, с чем сравнивать и насколько корректно сопоставлять разные форматы между собой. Наталия Фролова, СЕО и Сооснователь VOX, рассказывает, почему одной «видимости» мало и что делать, чтобы платить не за формально видимое, а за увиденное и запомненное.
Каждый упущенный лид в 2025 году стоит вам от 15 600 рублей прямых убытков и 3–10 млн рублей упущенной выручки. Проблема не всегда в цене или локации — часто клиент просто не может «увидеть» свою жизнь в вашем объекте через экран смартфона. Узнайте, как 5 инструментов визуализации поднимают конверсию в сделку на 35% и экономят сотни часов вашему отделу продаж.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана