ADPASS рекомендует материал к прочтению
Art Directors Club of Russia
17.06.2024, 10:57

Владимир Лифанов: «Профессия арт-директора — не про дизайн»

Интервью с Владимиром Лифановым о личном, дизайне, трудностях в работе арт-директора, роли профессионального образования и других профессиональных проблемах.
«В клубе» — видеопроект Клуба арт-директоров России. В пилотном выпуске основатель агентства «Супрематика» поделился своей историей профессионального становления и отношением к тому, что происходит в индустрии здесь и сейчас. Его путь вдохновляет и впечатляет своей последовательностью и преданностью к индустрии дизайна.

«От детской мечты до прямой, как шпала, карьеры»

Каждый из нас проходит разный путь, связанный с поиском себя и занятий по душе. Как Владимир Лифанов пришел к тому, чтобы заниматься креативом и визуалом? Что повлияло на выбор профессии? Гость студии ADPASS рассказал о том, что его жизнь и карьера развивались по очень прямой траектории, а решение пойти в дизайн было максимально целенаправленным.

Моя карьера прямая, как шпала, потому что ничего в жизни, кроме рисования, я не делал. В 7 лет я пошёл в художественную школу, в 14 лет поступил в художественное училище, в 19 лет закончил его и пошёл работать дизайнером. Больше я не работал никем и никогда.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

О роли профильного образования

По словам Владимира, краткосрочные онлайн-курсы могут дать только поверхностное знакомство с инструментами графического дизайна, но не способны заменить полноценное образование, которое формирует глубокое понимание профессии. Он подчёркивает важность долгосрочного обучения и погружения в контекст, что включает в себя: посещение выставок, изучение дизайн-проектов и работу над реальными кейсами.

Из-за популярности «быстрого образования» сфера графического дизайна сталкивается с определенными кадровыми проблемами.

Главная, мне кажется, проблема любой профессии — это отсутствие хороших исполнителей, середняков, мидлов, сеньоров, ну и с директорами так совсем труба. Для того, чтобы стать мидл-дизайнером, нужно какое-то базовое образование.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

Изменение профессионального ландшафта и вызовы нового времени

Раньше требования к начальным позициям в дизайне были значительно проще. Знание нескольких основных программ и базовых принципов было достаточно для получения первой работы. Даже минимальные навыки были востребованы, и этого хватало, чтобы начать карьеру.Насколько сложным был бы профессиональный путь Владимира Лифанова, если бы запуск карьеры начинался прямо сейчас?

Если бы я сейчас был джуном или выпускником, я был бы в ужасе, мне кажется. Когда я закончил художественное училище в 2003 году, для того, чтобы устроиться на работу дизайнером, мне нужно было ответить на один вопрос по телефону. Когда я звонил в первое агентство по поводу вакансии за 300 долларов, уставшая девушка спросила, знаю ли я, что такое постскрипт. Я сказал, конечно, я знаю: это PS file, которые имеют этот формат под печать. И я был сразу принят, потому что это все, что нужно было знать.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

Однако, сегодня ситуация кардинально изменилась. Владимир подчёркивает, что современные джуниор-дизайнеры сталкиваются с гораздо более высокими требованиями и ожиданиями. Прежде всего, это знание и понимание работы программ и технологий. Даже для стажировок требуется базовое понимание различных инструментов и дизайн-концепций. Владимир Лифанов отмечает, что современные специалисты, которые сейчас считаются новичками, «20 лет назад были бы высоко оценены как профессионалы».

О переходе из дизайнера в креативного директора

В любой профессии есть стратегия развития, и Владимир объяснил, как младший дизайнер может прийти к должности креативного директора: помимо графических навыков, профессионал должен быть коммуникабельным и уметь себя презентовать, только тогда его карьера пойдёт в гору.

Есть понятный путь развития карьеры: младший дизайнер, средний дизайнер, старший дизайнер, арт-директор, креативный директор, владелец собственного агентства, либо дизайн-лид или креативный директор в каком-нибудь банке. Очень понятная, на самом деле, стратегия развития, но до момента старший дизайнер всё это обуславливается внутренними способностями, знаниями, насмотренностью и умением в дизайн. Всё, что идёт дальше — это вопросы коммуникации. Профессия арт-директора, она не про дизайн, она про умение говорить, презентовать, доносить свою мысль.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

В своем профессиональном становлении Владимир также сталкивался с определенными трудностями. Особенно сложным для Владимира оказалось освоение навыков делегирования и управления командой. К определенному моменту он привык работать самостоятельно и чувствовал себя комфортно в этой роли, но управление другими людьми потребовало от него внутренних изменений и переоценки ценностей.

Когда ты креативный директор, ты совершенно точно знаешь, что ты сделаешь это лучше, чем вся твоя команда. Но у тебя не хватит времени делать это за них. Поэтому единственное, что ты можешь сделать: сделать так, чтобы они не сделали это совсем плохо. Но через пару лет внезапно креативный директор понимает, что они не сделают это хуже, они это сделают по-другому. И вот это надо принять, что зачастую очень сложно дизайнерам.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

Об отношении к успеху

Лечь спать и проснуться знаменитым — мечта многих, кто работает в креативной индустрии. Владимир разрушил иллюзорное представление о мгновенной славе. Для Владимира профессиональный успех — это результат многолетней работы и усилий. Признание приходит к тем, кто постоянно работает над своими навыками и самосовершенствуется.

Известность Бритни Спирс не далась одномоментно. Она не проснулась с ней. Она ее выбила кровью, потом, сорванным голосом и прочим. Но при этом для людей, которые вчера не знали её, а сегодня увидели по MTV, она стала известна за один день. Для неё это не было за один день. И с любой другой творческой профессией это так, как с Бритни Спирс. Ты долго-долго мучаешься, а в тот момент, когда ты становишься известным на хайпе, это просто данность. При этом ты к этому пришёл не за один день., а за многие-многие годы.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

О борьбе с выгоранием

По мнению Владимира, серьёзным вызовом для дизайнера является поиск баланса между самовыражением и ограничениями, накладываемыми проектами и клиентами.

Трагедия профессии дизайнера в том, что он стремится к самовыражению как художник. Зачастую в рамках профессии — это очень сложно, потому что есть ограничения брифа, ограничения заказчика и бизнеса. В итоге, вместо воплощения собственных идей, желаний, амбиций, дизайнер занимается передвижением квадратов на поле Figma. И это ужасно, это всегда приводит к прокрастинации, к тотальному выгоранию.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

Чтобы не разочаровываться в профессии, Владимир научился искать пути для самовыражения в предлагаемых рабочих обстоятельствах: предлагать заказчику то, что он не ожидает, но то, что реально поможет в конкретном проекте. И этот подход он рекомендует взять на вооружение остальным.

О внутреннем перфекционизме и важности движения вперёд

Важно не застревать в прошлом, а искать новые пути развития. Владимир Лифанов считает, что внутренний перфекционизм может привести к бесконечному пересмотру старых проектов, из-за чего теряется возможность сделать что-то новое и более перспективное.

Бесконечный внутренний перфекционизм заставляет тебя возвращаться к старым кейсам, переделывать подачу, что-то в них менять, делать лучше, и мне кажется, это неправильно. В какой-то момент нормальный подход — отказаться от того, что было, и идти дальше. Даже если то, что ты делаешь по-новому, кажется менее перспективным и популярным.

Владимир Лифанов
Основатель агентства «Супрематика»

Вам понравится

Best Cases Conference
06.06.2024
Как создаются шрифты:
Helsa Display от Paratype