Топ-мессенджеры: в России Whatsapp и Telegram замещают соцсети
Сегодня мессенджеры совсем немного проигрывают социальным сетям по времени, которое россияне проводят в таких сервисах. Лидером по охвату аудитории остается Whatsapp, а Telegram с начала марта стабильно обходит своего конкурента по времени использования. Эти данные привела в своем выступлении на Национальном рекламном форуме Ирина Суанова, руководитель департамента по работе с клиентами Mediascope.
В октябре мессенджеры вошли в тройку сервисов, которыми россияне больше всего пользовались в интернете. На первом месте закрепились соцсети 20% времени, проведенного в интернете, на втором — видео с 18%. Мессенджеры заняли третью строку с 16%. Четверо из пяти россиян пользуются соцсетями, Youtube и мессенджерами хотя бы раз в месяц — 81% населения. При этом тех, кто делает это ежедневно, всего на десять процентных пунктов меньше — 71% (здесь и далее данные Mediascope cross web, вся Россия, население 12 лет и старше, desktop&mobile).


Выделить явного лидера в сегменте мессенджеров мешает специфика каждого из крупнейших игроков — Whatsapp и Telegram. Охват заметно выше у Whatsapp: около 60% населения страны против менее чем 45% у Telegram. Однако российский мессенджер уверенно опережает своего американского конкурента по времени использования: около 40 минут в день против примерно 30 минут у Whatsapp. Более трети времени использования — 34%, у тех, кто пользуется Telegram, занимает чтение Telegram-каналов. Причем в старших возрастных группах (45 лет и старше) люди тратят на такой контент больше половины времени, проведенного в мессенджере — 52-53%.

Аудитория Telegram крайне политизирована. Его пользователи читают в основном новости и тексты на политические темы. На первые приходится 30-53% Telegram-каналов в мессенджере (среди каналов-лидеров по охвату), на вторые — 20-37%, еще 10-20% занимают каналы с информацией о боевых действиях на Украине. Развлекательный контент в Telegram пользуется спросом только у молодых людей в возрасте 12-24 лет (47%). Остальные возрастные категории (25-54 года) развлечения в Telegram интересуют слабо (3%). Такой список приоритетов может быть особенностью мужской аудитории. Дело в том, что у мужчин на чтение Telegram-каналов уходит 42% времени в мессенджере, а у женщин — всего 28%.

Время, проведенное россиянами в Telegram, начало расти с началом боевых действий на Украине. У Whatsapp этот показатель оставался стабильным несмотря на локальные пики. Особенно заметно время в Telegram увеличилось в середине марта — после того, как соцсеть Instagram была заблокирована в России, а также в конце сентября после объявления о частичной мобилизации.


Лучшее в блогах
Вам понравится
С июня 2025 года Telegram сделал премиум-рекламу доступнее: платформа постепенно снижала минимальные бюджеты, а затем и вовсе убрала ограничения. Теперь премиум-формат* может запустить любой рекламодатель через GetCourse Ads.
Команда проекта провела эксперимент на пике популярности игрушек Labubu и доказала, что простые фотографии повышают вовлеченность аудитории больше, чем профессиональные иллюстрации.
После запрета рекламы в Instagram* целый ряд крупных инфлюенсеров с аудиторией выше 1 млн перенесли контент на российскую платформу LOOKY. При этом блогеры сохраняют до 15% подписчиков — благодаря функции синхронизации аккаунтов. Для использования приложения не требуется VPN, можно легально размещать рекламу и использовать различные механики продвижения, геймификацию и возможности искусственного интеллекта.

Неделя рекламы
Энциклопедия обмана