Российские участники фестиваля Red Apple хороши с точки зрения кинематографичности и графического дизайна — визуального воплощения рекламных концепций. Так считает Илкер Дагли (İlker Dagli), исполнительный креативный директор турецкого агентства Digital Panorama, председатель жюри категории Креатив (Creative) на Red Apple. Он пришел в рекламу, разочаровавшись в кино, но не смотрит турецкие сериалы и считает, что в Турции очень много рекламы. Награждение победителей Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума 14 ноября.
Тиззи Зоэльфикар, председатель жюри Red Apple в номинации Media: «Для нас монополизация — это серьезная проблема»
«Всеобщее распространение мошеннического трафика и несовершенство системы аудита»
ADPASS: На каком языке снимают рекламу в Индонезии с учетом того, что страна говорит на нескольких?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: В Индонезии большинство рекламных роликов выходит на официальном языке страны — «Бахаса Индонезия» (стандартизированная разновидность малайского языка, всего в стране насчитывается около 700 языков — ADPASS), но в зависимости от целевой аудитории и региона мы часто используем местные говоры и диалекты. Это помогает вовлекать разнообразную аудиторию, которая говорит на наречиях. Обычно такую рекламу создают региональные бренды, а национальные используют идиомы и жаргон из диалектов для того, чтобы разнообразить креатив и привлечь внимание потребителей. В целом картина довольно гармоничная — реклама сочетает национальную идентичность с региональной спецификой.
ADPASS: Актуальна ли для Индонезии проблема мошеннического трафика (fraud) в интернет-рекламе? В разных странах процент бюджетов, выброшенных на ботов, разнятся от 13% до почти 30%. Как обстоит дело у вас?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: По уровню мошеннического трафика в интернет-рекламе Индонезия на втором месте в Азиатско-Тихоокеанском регионе после Таиланда. По разным оценкам, его доля составляет около 20% от всего цифрового инвентаря. Эти процессы имеют место во многих странах мира, где активно развиваются цифровые технологии в рекламе при недостаточной осведомленностью рекламодателей о том, что такое фрод и как с ним бороться. Всеобщее распространение мошеннического трафика и несовершенство системы его аудита вызывает обеспокоенность у местных рекламодателей и агентств.
ADPASS: Какие медиа лидируют по объемам размещения на индонезийском рекламном рынке?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: Телевидение остается крупнейшим по объему рекламных бюджетов каналом в Индонезии. Крупнейшие ТВ-сети на рынке — SCTV, RCTI и IVM — привлекают широкую зрительскую аудиторию. В больших городах с хорошей проходимостью у рекламодателей пользуется спросом наружная реклама.
Стремительный рост происходит в сегменте цифровых медиа. Лидеры на рынке интернет-рекламы Индонезии — глобальные платформы Google, Facebook*, YouTube, Instagram* и TikTok. С ростом популярности онлайн-покупок после пандемии коронавируса реклама в крупных индонезийских маркетплейсах Shopee и Tokopedia стала важной частью медиамиксов рекламодателей. Социальные сети занимают все большую часть в медиапотреблении индонезийцев, многие бренды сотрудничают с инфлюенсерами.
Медиаландшафт разнообразен, но рекламодатели все чаще идут за потребителем в цифровые каналы и уделяют больше внимания интегрированным маркетинговым стратегиям.
По данным международного аналитического сервиса Statista, в 2023 году объем рекламного рынка в Индонезии составил $6,2 млрд (рост на 7% к 2022-му). По объемам размещения лидерами были видеореклама (ТВ и онлайн-видео) — $2,7 млрд, интернет-реклама ($1,9 млрд), реклама в прессе ($565 млн) и наружная реклама ($310 млн). На рекламу у инфлюенсеров в 2023 году индонезийские бренды потратили $195 млн.
«У искусственного интеллекта есть и темная сторона»
ADPASS: Аналитики Всемирного центра исследований рекламы (WARC) считают, что локомотивами роста мирового рекламного рынка в 2024 году будут пять крупнейших технологических компаний мира — Alphabet, Amazon, Meta**, Alibaba и ByteDance. На них придется 52% мировой рекламной выручки. Актуальна ли для Индонезии проблема монополизации в рекламной отрасли или в контексте отдельных отраслей?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: Для нас монополизация — это действительно серьезная проблема. Доминирование крупных цифровых платформ и глобальных брендов ограничивает возможности местных рекламодателей и небольших агентств, затрудняя конкуренцию. Местным игрокам сложно соперничать за рекламные бюджеты с крупными конгломератами, в руках которых сосредоточена большая часть рекламных бюджетов. Это затрудняет выход на рынок новых игроков. Для защиты местного бизнеса необходимо более жесткое регулирование, ограничение влияния глобальных технологических гигантов в балансе с поддержкой разнообразия всей рекламной экосистемы.
ADPASS: В сентябре британский телеканал ITV запустил для средних и мелких рекламодателей услугу создания креатива и производства роликов с помощью искусственного интеллекта. Оказало ли внедрение ИИ влияние на работу рекламного бизнеса в вашей стране?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: Внедрение искусственного интеллекта упростило жизнь рекламным агентствам. Во-первых, ИИ-модели ускоряют производственный процесс, позволяя быстрее генерировать идеи, писать сценарии и создавать визуальные эффекты. Это особенно важно для небольших агентств с небольшим штатом и ограниченными ресурсами.
Другое преимущество — персонализация: ИИ быстро анализирует данные и позволяет адаптировать креативы к конкретным сегментам аудитории. Третья выгода — экономическая: с помощью нейросетей малый бизнес может создавать качественные ролики, креатив и производство которых раньше было им не по карману.
И, наконец, ИИ может анализировать изменения поведений и предпочтений потребителей в режиме реального времени. Это позволяет корректировать рекламные стратегии на основе данных и показателей эффективности.
Но у искусственного интеллекта есть и темная сторона для агентского бизнеса. Общедоступность больших языковых моделей позволяет рекламодателям создавать креативы и снимать ролики собственными силами, минуя агентства. Поэтому для будущего отрасли соблюдение баланса между автоматизацией процессов и человеческим фактором будет иметь решающее значение.
ADPASS: Какой заказ от клиента вы бы никогда не взяли в работу?
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: У меня несколько критериев для оценки проектов, за которые я в большинстве случаев не готова взяться. Это необоснованные требования — нереальные сроки, которые требуют огромной отдачи в течение ограниченного периода времени, низкие бюджеты или неадекватная компенсация, не соответствующая отраслевым стандартам и недооценивающая работу и опыт специалистов. Отдельный тип изначально проигрышных проектов — фейковые тендеры, победители которых известны заранее. Мы также избегаем проектов, которые могут создать конфликт интересов с существующими клиентами и партнерами или нарушают юридические права, например, интеллектуальные, или существующие договоренности. Ну и, конечно, мы не будем запускать неэтичную или вызывающую рекламу — что бы ни говорил клиент, она может оказать негативное влияние и на бренд, и на агентство.
«Клиент и агентство так и не объявили действительно ли украли рекламные места»
ADPASS: Какую рекламу вы любите? Назовите последние кампании из тех, что вам запомнились — международных брендов, индонезийские, российские.
ТИЗЗИ ЗОЭЛЬФИКАР: Я пока не слишком хорошо знакома с российской рекламой, но среди индонезийской у меня есть несколько фаворитов. Мне нравятся кампании, которые, с одной стороны, учитывают специфику аудитории, а с другой, отличаются уникальным креативным исполнением. Навскидку это два кейса, оба связаны с Рамаданом — месяцем обязательного для мусульман поста, от рекламодателей из разных категорий. Один — для лапши быстрого приготовления Indomie от индонезийской пищевой компании Indofood. Другой — для сигарет A Mild от Philip Morris Indonesia. Оба бренда — лидеры в своих товарных категориях в Индонезии.
Кампания Indomie вышла в Рамадан в 2020 году. В Индонезии рекламная активность производителей питания в этом месяце зашкаливает, а потребление снижается, поскольку большинство индонезийцев соблюдают пост от рассвета до заката. Мусульмане считают, что в Рамадан надо совершать больше добрых дел — они приумножаются.
В 2020 году, в первый год пандемии, большинство индонезийцев сидели дома. Целью кампании Indomie «До и после ифтара (разговения)» было убедить людей в том, что добрые дела можно совершать даже на самоизоляции от рассвета до заката, а вечером есть лапшу. Учет добрых дел можно было вести в приложении Indomie и делиться успехами в соцсетях.
В наружной рекламе сигарет со вкусом корицы A Mild, а во время Рамадана курить тоже можно не всегда, в светлое время суток была показана пустая посуда, а после заката — с едой и напитками. В 2021 году динамичные биллборды воспринимались индонезийцами как что-то фантастическое.
И последний кейс — из Таиланда. В столице страны, Бангкоке люди проводят в пробках по 100 часов в год и за лучшие места на биллбордах вдоль дорог стоит очередь из брендов. Netflix решил пролезть без очереди и перед запуском документального сериала «Похищение денег: Корея — зона совместной экономики» «ограбил» рекламодателей: завесил лучшие конструкции своей рекламой со слоганом «изображение/постер украден» (вольный перевод eyeballs heist — ADPASS), но так, чтобы были видны краешки рекламы брендов, которые висели там раньше. Мистики в кейс добавило то, что клиент и агентство так и не объявили публике, договорились ли они с операторами конструкций и рекламодателями или действительно украли рекламные места.
Кто такая Тиззи Зоэльфикар
Тиззи Зоэльфикар работает в рекламе и медиа более 20 лет. Она начала карьеру в индонезийском агентстве Bates Advertising как медиапланнер. Затем отвечала за медиаразмещения в Mindshare Indonesia (принадлежит британскому холдингу WPP и входит в глобальную медиасеть Group M). В 2012 году перешла в медиаподразделение индонезийского офиса агентства Arena Media (часть французского холдинга Havas). Сейчас Тиззи занимает пост заместителя операционного директора в местном агентстве Dian Mentari Pratama.Среди клиентов, с которыми в разное время работала Тиззи — Nestle, Indofood, Kimberly Lever, Unilever, Samsung, LG, Godrej, Grab, Indosat, Pizza Hut и Suntory. Входила в состав жюри международных фестивалей Havas GMA, Festival of Media APAC Awards и Spikes Asia.
Интервью взяла Алина Губина
Лучшее в блогах
Вам понравится
Молодым рекламистам стоит набраться смелости и довериться, наконец, своей интуиции, а также внимательно изучать фестивальные работы. Так считает исполнительный директор по креативному контенту аргентинского агентства Mercado McCann Кристиан Тарзи (Cristian Tarzi), председатель жюри Red Apple в категории Молодые таланты (Young creators). Он рассказал ADPASS о ловушках для брендов и о том, почему аргентинские рекламисты переезжают в другие страны, а потребители на его родине не любят знаменитостей в рекламе. Награждение Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума 14 ноября.
Успеха на фестивалях добивают бренды, которые показывают национальную самобытность и технологичность. Так считает председатель жюри блока «Маркетинг» международного фестиваля рекламы Red Apple, основатель и генеральный директор бразильской консалтинговой компании Enredo Brand Innovation Сиро Роча (Ciro Rocha). Он рассказал ADPASS о том, как завоевать сердца жюри, продать рискованный креатив консервативным клиентам, объяснил почему современный гуру маркетинга — это не один человек, и ответил на вопрос о том, способна ли российская реклама соперничать с отечественным балетом, хоккеем и литературой. Церемония награждения фестиваля Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума, который пройдет с 13 по 15 ноября в Москве.