17.12.2025, 11:00

Почему россияне все чаще покупают спонтанно

Почти две трети россиян хотя бы раз совершали импульсивные покупки — такой опыт есть у 63% граждан, выяснили во ВЦИОМ. По сравнению с 2021 годом доля спонтанных покупок в России выросла, а сами незапланированные траты стали происходить чаще. В США импульсивные покупки совершали около 80% потребителей. В Европе 25% покупателей признают, что делают такие покупки под влиянием рекламы в соцсетях. Эксперты связывают распространение импульсивного потребления с хроническим стрессом и трансформацией повседневных потребительских привычек.

Фотография freestocks / Unsplash

Большинство россиян прекрасно знакомы со спонтанны шоппингом

С импульсивными покупками сталкивались 63% россиян, пишут «Ведомости» со ссылкой на телефонный опрос аналитического центра ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 совершеннолетних респондентов из всех регионов России. Каждый третий опрошенный (35%) заявил, что не делал незапланированных покупок, еще 2% — затруднились с ответом.

Для сравнения, в 2021 году о спонтанных покупках сообщали 57% россиян, тогда как 43% утверждали, что подобного опыта у них не было.

Частота импульсивных покупок растет

Среди россиян, имеющих опыт спонтанного шопинга, у большинства (60%) он случаются раз в несколько месяцев или реже. Примерно раз в месяц импульсивно покупает каждый четвертый (27%), еще 9% делают это почти каждую неделю. Ежедневные незапланированные покупки совершают 1% респондентов, 3% не смогли определить частоту.

По сравнению с 2021 годом структура изменилась. Четыре года назад о редких спонтанных покупках говорили 68% опрошенных. При этом доля тех, у кого они происходят примерно раз в месяц, выросла с 21% до 27%, а доля еженедельных — с 7% до 9%. Показатели ежедневных покупок и затруднившихся с ответом остались прежними.

Моллы и супермаркеты — центры спонтанных покупок

В 2025 году чаще всего незапланированные покупки совершаются в крупных торговых центрах и сетевых супермаркетах — такой вариант выбрали 28% респондентов. Почти столько же (27%) назвали интернет-магазины и маркетплейсы. Каждый четвертый опрошенный (25%) отметил, что импульсивно покупает товары как онлайн, так и офлайн.

В небольших магазинах и на рынках такие покупки делают 17% россиян. Еще 2% указали другие варианты, 1% затруднился с ответом.

Главный мотив — радость

Основной причиной импульсивных покупок россияне называют стремление улучшить настроение и порадовать себя — так ответили 49% респондентов. Привлекательную цену как повод для незапланированной траты указали 29%, желание попробовать что-то новое — 16%.

Рекомендации близких, друзей или коллег упоминали 12% опрошенных. Еще по 6% респондентов отметили влияние рекламы, совет продавца или страх упустить товар, который может закончиться или исчезнуть из продажи. Участники опроса могли выбрать несколько вариантов ответа.

Спонтанный шоппинг не склонен к жалости

Большая часть россиян (60%) заявили, что обычно не сожалеют о необдуманных покупках. Еще 28% признались, что иногда испытывают сожаление, однако в ряде случаев такие приобретения оказываются полезными. Каждый десятый (11%) регулярно жалеет о импульсивных тратах, 1% затруднился с ответом.

Импульсивные покупки как способ адаптации

Последние годы сопровождаются высоким уровнем стресса и неопределенности, что подталкивает людей к поиску простых способов эмоциональной разрядки, отмечает эксперт АЦ ВЦИОМ Людмила Карпова. По ее словам, спонтанные покупки стали в российском обществе регулярной фоновой практикой и своеобразной антистресс-терапией. Потребители все реже ждут распродаж или «особых дат», реагируя на постоянную потребность в быстрой эмоциональной поддержке.

Меняющаяся логика потребления

В реальности опыт спонтанных покупок имеют значительно больше россиян — 9 из 10, считает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. При этом он отмечает, что сам подход к покупкам меняется. Все более важную роль играет корзина в маркетплейсе, куда пользователи откладывают товары, а решение принимают позже.

Психологический механизм импульса

Импульсивная покупка запускается по простой схеме «вижу — хочу», объясняет директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина. Чем больше разнообразия товаров видит человек, тем активнее работает этот механизм, особенно если подобное поведение уже стало привычным.

По ее словам, спонтанная покупка позволяет быстро переключить внимание с сложных и труднодостижимых целей на простой и мгновенный результат. В момент приобретения формируется положительный эмоциональный настрой, однако затем часто следует обратная реакция — чувство вины, раздражение или тревога, особенно если трата была незапланированной.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
11.12.2025
Редакция ADPASS
08.12.2025
X5 Media
28.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.