12.12.2022, 17:12

Qiwi задаст контекст: финансовый сервис купил агентство Realweb

Платежный сервис Qiwi выходит на рекламный рынок: он приобрел компанию Realweb, которая входит в тройку лидеров среди агентств, специализирующихся на контекстной рекламе. Стороны сообщили о сделке изданию Forbes, ее сумма неизвестна. Эксперты оценили компанию в 1-2,5 млрд рублей.

Группа Qiwi заключила соглашение о приобретении 78% в Realweb, еще 22% будут куплены в течение шести месяцев, пишет Forbes со ссылкой на обе компании. Стороны не раскрывают сумму сделки, но совладелец Realweb Эмин Аветисян заявил Forbes, она находится «в пределах рыночной стоимости». По словам гендиректора Qiwi Андрея Протопопова, покупка рекламного агентства поможет Qiwi диверсифицировать бизнес и «выйти на рекламный рынок сразу на лидирующих позициях».

Изначально Realweb вело переговоры о продаже с «крупным европейским игроком из сферы рекламы» за «восьмизначную сумму в долларах», но сделка сорвалась из-за боевых действий в Украине, рассказал Forbes источник, близкий к агентству.

Основанная в 1998 году группа компаний Realweb — крупный игрок на рынке цифрового маркетинга и рекламы. Агентство Realweb позиционирует себя как digital-агентство полного цикла — размещение контекстной рекламы, создание медийной и видеорекламы, аналитика, SEO-продвижение, SMM. По данным различных рейтингов, Realweb входит в тройку лидеров среди агентств контекстной рекламы вместе с MGCom и iContext. Кроме рекламного агентства, в группе еще несколько компаний: управляющая компания ООО «УК Риалвеб», Realweb Consulting (ООО «Сфера»), рекрутинговое агентство Real HR, разработчик программного обеспечения Devision и маркетплейс рекламных продуктов и услуг Centra. Все они также войдут в сделку с Qiwi.

У группы Realweb шесть совладельцев — Василий Лазука, Максим Виноградов, Иван Хмелевской, Эмин и Олеся Аветисяны, а также фонд iTech Capital. Фонд получил долю в компании 2013 году, инвестировав в нее $3,5 млн. Вся компания тогда оценивалась в $12 млн. Все доли акционеров будут проданы Qiwi, включая долю iTech Capital. По информации Forbes, после сделки Василий Лазука, Максим Виноградов, Иван Хмелевской выйдут из бизнеса Realweb, а Олеся и Эмин Аветисяны вместе с Qiwi «формируют совместные планы по развитию агентства». Вся команда Realweb также переходит к Qiwi.

Сколько зарабатывает Realweb

Оценки бизнеса Realweb разняться. По словам самого Эмина Аветисяна, за 2022 год выручка группы компаний Realweb составила 24 млрд рублей, а EBITDA — 470 млн рублей. В 2021 году выручка компании составила 26 млрд рублей. Сильного падения удалось избежать «за счет притока новых клиентов и замены зарубежных площадок на российские аналоги», сказал Аветисян Forbes.

Если опираться на данные Аветисяна, в 2021 году через Realweb прошло 8,3% всех рекламных бюджетов в интернете (ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила объем интернет-рекламы в 2021 году в 313,8 млрд рублей).

По данным СПАРК, основанным на бухгалтерской отчетности компаний, выручка агентства Realweb (ООО «ИК „Риалвеб“) за 2021 год составила 9,84 млрд рублей, чистая прибыль — 349,6 млн рублей. Выручка Realweb Consulting (ООО „Сфера“) за 2021 год — 6,68 млрд рублей, чистая прибыль — 82,2 млн рублей. Суммарная выручка за 2021 год остальных компаний, входящих в группу, составила 271,4 млн рублей, чистая прибыль — около 6 млн рублей.

Составители индустриального рейтинга крупнейших медиаагентств России АКАР и Sostav.ru оценили биллинг агентства Realweb в существенно меньшую сумму — 1,8 млрд рублей за 2021 год, компания находится на 45-й строчке рейтинга.

Опираясь на финансовые показатели выручки и EBITDA, исполнительный директор сервиса исследований инвестиций в маркетинг DigitalBudget Александр Степанов оценил сделку Realweb c Qiwi от 1 млрд до 2,5 млрд рублей ($16-40 млн). По словам Степанова, в случае с непрофильным покупателем на нестабильном рынке мультипликатор на прибыль вряд ли будет больше пяти, но сделка может быть осуществлена по более высокой стоимости, если у игроков есть понимание, «как экспертиза конкретного Realweb позволит конкретному покупателю увеличить оборот и прибыль».

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram