09.02.2022, 13:48

Пиратов топят, но их контент живёт

В 2021 году блокировок пиратских сайтов стало в два раза больше. Одновременно с этим объем пиратского контента в России вырос на 24%. По мнению экспертов, в противовес ужесточению контроля за нелегальным контентом, пираты находят новые методы обхода блокировок. Факторов роста такого контента в российском интернете несколько: привычки россиян, невозможность или нежелание платить на подписку на легальные сервисы, а также увеличение потребления контента на фоне пандемии.

За 2021 год Роскомнадзор заблокировал 59 тыс. пиратских сайтов и их копий («зеркал»), следует из статистики ведомства, с которой ознакомился «Коммерсант». В 2020 году заблокированных ресурсов было вдвое меньше.

Согласно закону «Об информации», правообладатель может обратиться в суд для блокировки пиратского ресурса и его «зеркал».

Помимо этого, крупнейшие российские медиа и IT-компании борются с пиратством самостоятельно: 1 ноября 2018 года компании подписали антипиратский меморандум. Согласно документу, правообладатели могут вносить ссылки на нелегальный контент в специальный реестр (его держатель — Медиакоммуникационный союз, МКС) а поисковики должны удалить их из выдачи. Система работает по заявительному принципу. К меморандуму присоединились «Газпром–медиа», «Национальная медиа группа», «СТС Медиа», ВГТРК, «Первый канал» и другие.

Вчера стало известно, что компании подписали новую версию меморандума. Он вступит в силу только после одобрения законопроекта о борьбе с пиратами (предусматривает внесудебное исключение из поисковой выдачи ссылок на пиратские сайты в течение шести часов после внесения их в специальный реестр). Он был внесен в Госдуму 15 июня 2021 года, и сейчас находится на рассмотрении.

Количество блокировок удвоилось, однако пираты не отстают. Согласно данным WebKontrol (занимается разработкой решений по борьбе с пиратством), за 2021 год объем пиратского контента в России вырос на 24%.

Аналитики выяснили, что количество ссылок на пиратские материалы, где контент размещают сами пользователи (соцсети и другие ресурсы), удвоилось. «Они и остаются крупнейшим источником пиратского контента», — заключили аналитики.

Тенденцию роста пиратского контента подтверждают и другие компании. Group-IB (разработчик решений для обнаружения и предотвращения кибератак) за 2021 год насчитала 6 млн ссылок на пиратский контент в российском сегмента интернета. В 2020 году их было 2,3 млн. Увеличилось количество сайтов, на которых размещается пиратский контент, — с 21,7 тыс. до 32,5 тыс. Пиратских доменов стало в три раза больше — в 2021 году их насчитали 197,6 тыс.

Роскомнадзор не очень эффективно борется с пиратством, считает управляющий партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян. «Пиратский контент по-прежнему популярен у россиян в силу устоявшихся привычек или отсутствия возможности купить подписку на легальный сервис» — рассказал он «Коммерсанту». Он также добавил, что пираты создают два-три новых сайта на один заблокированный.

Это подтверждают и слова главы отдела автоматизации департамента Digital Risk Protection Group-IB Александра Исаева. Он говорит о том, что на фоне ужесточения контроля за нелегальным трафиком пираты стали чаще применять различные методы обхода блокировок — в основном, механизм регулярной смены доменов разного уровня.

Само ведомство считает, что незаконного контента стало больше, поскольку во время пандемии увеличился спрос на цифровой контент среди россиян.

Американская IT-компания Akamai в начале февраля опубликовала отчет, согласно которому Россия стала второй после США по количеству посещений пиратских сайтов. На граждан РФ приходится более 7,2 млрд посещений за январь-сентябрь 2021 года.

Согласно данным Twitter, за последний год в России на 56% выросло число запросов на удаление контента со стороны властей. Таким образом Россия заняла второе место по числу таких запросов с долей 25% от всех подобных запросов в мире. Страна показала самый большой рост запросов на блокировку с 2012 года, то есть за все время наблюдений (Twitter начал публиковать отчеты о прозрачности в интернете с 2012 года).

Авторы:
Диана Добродий
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
10.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?