04.08.2023, 16:00

PEST-анализ: для чего он нужен организации и как анализировать внешнюю среду

Хотите составить долгосрочный план развития бизнеса? Начните с PEST-анализа. В статье рассказываем, что представляет собой этот маркетинговый инструмент, как и когда его использовать и чем анализ PEST отличается от SWOT.

Что такое PEST-анализ

Это метод оценки внешних факторов и долгосрочного планирования в бизнесе (на 3–10 лет). Результаты анализа минимизируют риски и подсказывают новые возможности развития.

PEST-анализ оценивает 4 фактора внешней среды:

  • P (Political) — политические.

  • E (Economic) — экономические.

  • S (Sociocultural) — социокультурные.

  • T (Technological) — технологические.

Пример PEST-анализа компании

Зачем и кому нужен PEST-анализ

PEST-анализ проводят для выявления факторов внешней среды, которые в свою очередь влияют на бизнес. Что получаем из результатов:

  • Полную картину окружающей среды бизнеса.

  • Возможные риски и пути развития компании в ближайшем будущем.

  • Тенденции развития рынка и потенциальные ниши для масштабирования.

  • Подготовку к возможным изменениям.

  • Отказ от заведомо проигрышных стратегий.

Анализ PEST полезен стартапу или компании, выходящей на рынок с новинкой, а также существующему бизнесу, который планирует масштабироваться и осваивать новые рынки.

PEST-факторы

В процессе пест-анализа оцениваются 4 фактора макросреды — рассмотрим подробно каждый из них.

Политические факторы

При долгосрочном планировании знание политической обстановки принесет только выгоду. Что учитывается:

  • Общемировая политическая ситуация: дружественные страны, военные действия и конфликты, санкции.

  • Внешняя и внутренняя политика страны присутствия компании.

  • Вхождение / выход страны в различные союзы и общества.

  • Налоговая политика.

  • Уровень влияния государства на отрасль.

  • Отношение государства к иностранным инвестициям.

  • Субсидирование конкретных регионов и т.д.

Экономические факторы

От экономических факторов напрямую зависят расходы и доходы компании. К данной категории относят:

  • Уровень инфляции, ВВП.

  • Ключевая ставка и изменение курса рубля.

  • Динамика доходов населения.

  • Уровень безработицы.

  • Развитие смежных рынков, текущий уровень конкуренции.

  • Налоговые льготы в отрасли и т.д.

Социально-культурные факторы

С умением вовремя определить потребности и желания клиентов помогает оценка социально-культурных факторов, а именно:

  • Демография: рождаемость, средний возраст населения.

  • Миграционная динамика.

  • Уровень жизни населения, зарплатные ожидания.

  • Обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления.

  • Зарплатные ожидания.

  • Уровень образованности, квалификация кадров.

  • Трудоспособность населения.

Технологические факторы

Научно-технический прогресс не стоит на месте, поэтому важно учитывать:

  • Научные открытия, инновационные технологии.

  • Патентное законодательство.

  • Влияние интернета и мобильных технологий на отрасль.

  • Расходы конкурентов на научно-исследовательскую деятельность.

Виды PEST-анализа

Вид пест-анализа зависит от ниши компании и конкретной цели исследования (например, для стартапа или давно работающей фирмы). К разновидностям относят:

  • PESTEL-анализ — к стандартным факторам добавляются Ecological (экологические) и Legal (правовые).

  • PESTELI-анализ — ко всем вышеперечисленным идет Industry Analysis (анализ отрасли).

«За» и «против» анализа PEST

Начнем с плюсов пест-анализа:

  • Получите понятную картину внешних факторов для разработки стратегии развития компании.

  • Сможете увидеть и здраво оценить все протекающие в отрасли процессы.

  • Поймете, откуда ждать угроз бизнесу.

  • Получите возможность заранее принять меры, чтобы свести риски на нет.

  • Сможете выбрать наиболее перспективные направления деятельности.

Но и недостатки у методики анализа тоже имеются:

  • Во-первых, велика вероятность недостоверности результатов анализа, если был использован небольшой объем исходных данных.

  • Во-вторых, в качестве источников информации часто используются непроверенные данные, предположения, слухи.

  • В-третьих, даже самый грамотный PEST-анализ может потерять актуальность из-за быстрой смены мировой обстановки.

Как провести PEST-анализ

Даем подробную инструкцию, следуя которой, вы сможете выполнить пест-анализ для любой компании.

1. Определяем факторы для анализа

Найдите внешние макрофакторы, которые влияют на деятельность и доход конкретной компании. Для удобства заносим их в таблицу — у каждого бизнеса получится свой перечень.

Ниже показываем стандартный набор факторов, на которые можно ориентироваться:

2. Выявляем степень влияния факторов

Чтобы понять, что факторы для PEST-анализа отобраны правильно, нужно оценить степень их влияния на компанию. Удобно использовать пятибалльную шкалу, где:

1 — минимальное воздействие.

2 — низкое.

3 — среднее.

4 — высокое.

5 — очень высокое.

Важно: для стратегического планирования следует учитывать, что оценка степени влияния каждого макро-фактора чисто субъективная.

3. Проводим оценку вероятности изменения фактора

Для этой оценки используется шкала, где:

0 — крайне низкая вероятность изменения фактора или он вообще не влияет на развитие бизнеса.

1 — фактор стабилен. Компания сохранит свои показатели на протяжении длительного срока, даже если макро-фактор изменится.

2 — подвержен динамике. Со временем его влияние на компанию будет только усиливаться.

4. Оцениваем реальную значимость факторов

Реальная значимость рассчитывается как вероятность изменения макро-фактора, взвешенная на степень его влияния на компанию. Это позволит выяснить, насколько следует обращать внимание и контролировать тот или иной фактор.

Чем выше этот показатель, тем больше ресурсов следует приложить для нейтрализации данного фактора.

5. Составляем сводную таблицы

Когда все расчеты будут выполнены, результаты заносятся в матрицу в порядке приоритетности:

Остается только разработать меры по снижению негативного воздействия внешней среды на деятельность и доходы компании.

SWOT и PEST: в чем разница

Оба инструмента SWOT и PEST похожи, поскольку ориентированы на оценку факторов окружающей среды, влияющих на компанию. Но если пест-анализ изучает макро-факторы внешней среды, то свот-анализ — микро-факторы.

SWOT чаще всего проводят, когда нужно понять, стоит ли начинать бизнес в текущий момент, с учетом ситуации на рынке и конкуренции.

Например, производитель кроссовок планирует запустить изготовление новой линейки детской обуви. Эксперты рекомендуют провести SWOT-анализ, чтобы увидеть свои сильные и слабые стороны, сравнить свои возможности с конкурентами. И для этого не требуется оценивать политическую ситуацию в стране.

PEST рекомендуется проводить, когда компания выходит на новые рынки или изменились условия конкуренции.

Тот же самый пример с производителем обуви, только теперь компания хочет отшивать продукцию на экспорт в другие страны. Здесь требуется глубокий анализ внешних факторов, влияющих на бизнес: курс обмена валюты, сертификация продукции, наличие санкций, отношение потребителей к иностранным товарам. Здесь лучше проводить PEST-анализ.

Резюмируя: PEST анализ

  • Инструмент для долгосрочного планирования.

  • Оценивает 4 фактора внешней среды бизнеса: политический, экономический, социокультурный и технологический.

  • Способствует минимизации рисков и подсказывает пути развития компании.

  • Состоит из 5 простых этапов.

  • ≠ SWOT-анализу.

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram