PEST-анализ: для чего он нужен организации и как анализировать внешнюю среду
Содержание
Что такое PEST-анализ
Это метод оценки внешних факторов и долгосрочного планирования в бизнесе (на 3–10 лет). Результаты анализа минимизируют риски и подсказывают новые возможности развития.
PEST-анализ оценивает 4 фактора внешней среды:
-
P (Political) — политические.
-
E (Economic) — экономические.
-
S (Sociocultural) — социокультурные.
-
T (Technological) — технологические.
Пример PEST-анализа компании
Зачем и кому нужен PEST-анализ
PEST-анализ проводят для выявления факторов внешней среды, которые в свою очередь влияют на бизнес. Что получаем из результатов:
-
Полную картину окружающей среды бизнеса.
-
Возможные риски и пути развития компании в ближайшем будущем.
-
Тенденции развития рынка и потенциальные ниши для масштабирования.
-
Подготовку к возможным изменениям.
-
Отказ от заведомо проигрышных стратегий.
Анализ PEST полезен стартапу или компании, выходящей на рынок с новинкой, а также существующему бизнесу, который планирует масштабироваться и осваивать новые рынки.
PEST-факторы
В процессе пест-анализа оцениваются 4 фактора макросреды — рассмотрим подробно каждый из них.
Политические факторы
При долгосрочном планировании знание политической обстановки принесет только выгоду. Что учитывается:
-
Общемировая политическая ситуация: дружественные страны, военные действия и конфликты, санкции.
-
Внешняя и внутренняя политика страны присутствия компании.
-
Вхождение / выход страны в различные союзы и общества.
-
Налоговая политика.
-
Уровень влияния государства на отрасль.
-
Отношение государства к иностранным инвестициям.
-
Субсидирование конкретных регионов и т.д.
Экономические факторы
От экономических факторов напрямую зависят расходы и доходы компании. К данной категории относят:
-
Уровень инфляции, ВВП.
-
Ключевая ставка и изменение курса рубля.
-
Динамика доходов населения.
-
Уровень безработицы.
-
Развитие смежных рынков, текущий уровень конкуренции.
-
Налоговые льготы в отрасли и т.д.
Социально-культурные факторы
С умением вовремя определить потребности и желания клиентов помогает оценка социально-культурных факторов, а именно:
-
Демография: рождаемость, средний возраст населения.
-
Миграционная динамика.
-
Уровень жизни населения, зарплатные ожидания.
-
Обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления.
-
Зарплатные ожидания.
-
Уровень образованности, квалификация кадров.
-
Трудоспособность населения.
Технологические факторы
Научно-технический прогресс не стоит на месте, поэтому важно учитывать:
-
Научные открытия, инновационные технологии.
-
Патентное законодательство.
-
Влияние интернета и мобильных технологий на отрасль.
-
Расходы конкурентов на научно-исследовательскую деятельность.
Виды PEST-анализа
Вид пест-анализа зависит от ниши компании и конкретной цели исследования (например, для стартапа или давно работающей фирмы). К разновидностям относят:
-
PESTEL-анализ — к стандартным факторам добавляются Ecological (экологические) и Legal (правовые).
-
PESTELI-анализ — ко всем вышеперечисленным идет Industry Analysis (анализ отрасли).
«За» и «против» анализа PEST
Начнем с плюсов пест-анализа:
-
Получите понятную картину внешних факторов для разработки стратегии развития компании.
-
Сможете увидеть и здраво оценить все протекающие в отрасли процессы.
-
Поймете, откуда ждать угроз бизнесу.
-
Получите возможность заранее принять меры, чтобы свести риски на нет.
-
Сможете выбрать наиболее перспективные направления деятельности.
Но и недостатки у методики анализа тоже имеются:
-
Во-первых, велика вероятность недостоверности результатов анализа, если был использован небольшой объем исходных данных.
-
Во-вторых, в качестве источников информации часто используются непроверенные данные, предположения, слухи.
-
В-третьих, даже самый грамотный PEST-анализ может потерять актуальность из-за быстрой смены мировой обстановки.
Как провести PEST-анализ
Даем подробную инструкцию, следуя которой, вы сможете выполнить пест-анализ для любой компании.
1. Определяем факторы для анализа
Найдите внешние макрофакторы, которые влияют на деятельность и доход конкретной компании. Для удобства заносим их в таблицу — у каждого бизнеса получится свой перечень.
Ниже показываем стандартный набор факторов, на которые можно ориентироваться:
2. Выявляем степень влияния факторов
Чтобы понять, что факторы для PEST-анализа отобраны правильно, нужно оценить степень их влияния на компанию. Удобно использовать пятибалльную шкалу, где:
1 — минимальное воздействие.
2 — низкое.
3 — среднее.
4 — высокое.
5 — очень высокое.
Важно: для стратегического планирования следует учитывать, что оценка степени влияния каждого макро-фактора чисто субъективная.
3. Проводим оценку вероятности изменения фактора
Для этой оценки используется шкала, где:
0 — крайне низкая вероятность изменения фактора или он вообще не влияет на развитие бизнеса.
1 — фактор стабилен. Компания сохранит свои показатели на протяжении длительного срока, даже если макро-фактор изменится.
2 — подвержен динамике. Со временем его влияние на компанию будет только усиливаться.
Данную оценку, как и предыдущую, рекомендуется проводить не в одиночку, а в компании экспертов и специалистов с опытом работы в отрасли.
4. Оцениваем реальную значимость факторов
Реальная значимость рассчитывается как вероятность изменения макро-фактора, взвешенная на степень его влияния на компанию. Это позволит выяснить, насколько следует обращать внимание и контролировать тот или иной фактор.
Чем выше этот показатель, тем больше ресурсов следует приложить для нейтрализации данного фактора.
5. Составляем сводную таблицы
Когда все расчеты будут выполнены, результаты заносятся в матрицу в порядке приоритетности:
Остается только разработать меры по снижению негативного воздействия внешней среды на деятельность и доходы компании.
SWOT и PEST: в чем разница
Оба инструмента SWOT и PEST похожи, поскольку ориентированы на оценку факторов окружающей среды, влияющих на компанию. Но если пест-анализ изучает макро-факторы внешней среды, то свот-анализ — микро-факторы.
SWOT чаще всего проводят, когда нужно понять, стоит ли начинать бизнес в текущий момент, с учетом ситуации на рынке и конкуренции.
Например, производитель кроссовок планирует запустить изготовление новой линейки детской обуви. Эксперты рекомендуют провести SWOT-анализ, чтобы увидеть свои сильные и слабые стороны, сравнить свои возможности с конкурентами. И для этого не требуется оценивать политическую ситуацию в стране.
PEST рекомендуется проводить, когда компания выходит на новые рынки или изменились условия конкуренции.
Тот же самый пример с производителем обуви, только теперь компания хочет отшивать продукцию на экспорт в другие страны. Здесь требуется глубокий анализ внешних факторов, влияющих на бизнес: курс обмена валюты, сертификация продукции, наличие санкций, отношение потребителей к иностранным товарам. Здесь лучше проводить PEST-анализ.
Резюмируя: PEST анализ
-
Инструмент для долгосрочного планирования.
-
Оценивает 4 фактора внешней среды бизнеса: политический, экономический, социокультурный и технологический.
-
Способствует минимизации рисков и подсказывает пути развития компании.
-
Состоит из 5 простых этапов.
-
≠ SWOT-анализу.
Лучшее в блогах
Вам понравится
На сессии «Укрощение AI: кто останется в выигрыше?» НРФ'9 сопредседатели комитета АРИР по AI/ML — замгендиректора Media Wise Виктория Колесникова и исполнительный директор Otclick Тимур Спиридонов — представили трендбук по искусственному интеллекту на 2026–2027 годы. Главный вывод презентации: ИИ перестал быть технологией будущего и стал инструментом настоящего, который уже сейчас радикально меняет размеры и структуру команд, метрики эффективности и сами принципы работы с аудиторией.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана