08.02.2023, 18:06

Печатному слову нет веры: люди разочарованы в традиционных СМИ

Компания Edelman представила свой ежегодный отчет «Барометр доверия» (Edelman Trust Barometer). Журналисты откатились на предпоследнюю строчку в рейтинге доверия среди источников информации. В 2022 году им верило меньше половины людей. Хуже дела обстоят лишь у членов правительства и политиков, которым доверяют 41% опрошенных. Также после пандемии люди перестали верить новостям из соцсетей. Данные по России в прошлом году не собирались, но годом ранее традиционным СМИ, согласно исследованию, доверяло менее трети россиян.

PR-компания Edelman была основана в 1952 году. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке. Edelman работает в 66 странах мира. Отчеты «Edelman Trust Barometer» копания публикует на протяжении последних 23 лет. В 2022 году исследователи опросили 36 тысяч человек из 27 стран. Опрос проводился в форме 30-минутного онлайн-интервью.

В Великобритании 37% опрошенных заявили, что доверяют СМИ, что на два процентных пункта больше, чем в последнем опросе, проведенном в 2021 году. Около 43% респондентов в США заявили, что доверяют СМИ, что на 4% больше, чем в предыдущем году.

Великобритания не единственная страна с уникально низким уровнем доверия к журналистам. Еще хуже дела обстоят в Японии, где только 34% людей заявили, что доверяют тому, что говорят журналисты (35% годом ранее), а Южная Корея находится в самом низу списка с 27% доверяющих СМИ (33% в 2021 году).

В среднем менее половины (47%) участников опроса доверяют журналистам. Меньше, чем им доверяют только политикам (41%).

Мнение глав крупных корпораций вызывает доверие у 48% опрошенных. При этом директорам компаний, где работают респонденты, доверяют 64%.

Согражданам верит больше половины опрошенных (59%), живущим в одном городе или районе — 61% респондентов, а соседям 63% участников исследования.

Наибольшее доверие вызывает информация, полученная от коллег по работе и ученых, им доверяют 73% и 76% соответственно.

В отчете этого года подробно рассматривается проблема поляризации общества и отмечается, что кризис стоимости жизни, связанный с военными действиями в Украине, инфляцией и отсутствием продовольственной безопасности, способствовал «социальному переходу от недоверия к острой поляризации в обществе».

По мнению авторов исследования потеря доверия к СМИ и рост дезинформации являются наследием пандемии COVID-19. Люди не верят СМИ, а особенно мало доверяют социальным сетям, говорится в отчете.

Однако в целом количество доверяющих и не доверяющих журналистам среди участников опроса оказалось равным. Около 42% респондентов заявили, что СМИ являются источником ложной или вводящей в заблуждение информации, и столько же назвали их надежным источником достоверной информации.

Также больше участников исследования сказали, что журналисты стали разделяющей силой, которая поляризует общество (43%). 35% респондентов, напротив, отметили, что СМИ объединяют людей.

Среди источников новостей 2022 года меньше всего опрошенные (41%) доверяло социальным сетям. Число сторонников доверия социальным медиа упало на один процентный пункт по сравнению с 2021 годом. Меньше всего новостям из соцсетей верят в Канаде, Франции и Швеции.

Напротив, поисковые системы считаются наиболее надежными источниками информации, им доверяют 63% респондентов, за ними следуют традиционные СМИ (59%). Другим СМИ, как источникам новостей, доверяют 47% участников опроса.

В 2023 году в отчете нет данных из России. Однако в прошлом году исследователи отметили небольшой рост обеспокоенности россиян проблемой использования СМИ как информационного оружия. Эта цифра выросла с 74% до 78% по сравнению с 2020 годом.

Число россиян участников опроса 2021 года, доверяющих традиционным СМИ осталось невелико. Оно было и осталось самым низким в мире. Журналистам тогда верило менее трети россиян. 29% в 2020 году и 29% в 2021 году.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
X5 Media
28.11.2025
GetCourse
18.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025