ADPASS рекомендует материал к прочтению
Национальная Премия бизнес-коммуникаций. Эффективность
09.04.2021, 09:59

НПБК.Истории: Андрей Осокин, директор по маркетингу GOODS.RU

Андрей Осокин — директор по маркетингу GOODS.RU и герой первого выпуска спецпроекта «НПБК.Истории». Андрей прошел длинный профессиональный путь: начал с event-индустрии, где поверхностно касался маркетинга, а восемь лет назад принял окончательное решение о полном переходе в эту сферу.

О команде и маркетинге GOODS.RU

Когда за плечами многолетний опыт, особый интерес вызывает рабочая атмосфера, которая окружает человека. Вопросы об особенностях работы и взаимодействии команды возникают сами собой. Андрей Осокин рассказал о карьерном пути и о том, как «выглядит» его команда.‎


Работа в маркетплейсе — это когда ты 10 лет работал в e-commerce и понимаешь, что тебе это вообще не помогает и нужно всему учиться с нуля. Потому что тут очень сложный пользовательский путь, много товарных категорий и очень сложно оперировать обычными метриками».


На данный момент компания насчитывает порядка 500 сотрудников. В маркетинговой команде под руководством Андрея около 50 человек. Работа глобально разделена на три больших направления: Brand Awareness, Acquisition, Retention. Такое деление позволяет выстроить инхаус-процессы и закрывать маркетинговые задачи самостоятельно.

Маркетинговая команда GOODS.RU

Brand Awareness

Работа с брендом: Public Relations, Social Media Marketing и пр.

Acquisition

Привлечение новых клиентов (first time buyers)

Retention

Подхватывание first time buyers, удержание, побуждение на следующее действие и противодействие оттоку

Четкая структура и оптимизация рабочих процессов помогают создать эффективную воронку продаж.

Маркетинг — это про openmind. Все меняется настолько быстро, что нельзя позволять себе мыслить так, будто используемая схема будет работать всегда. Нужно сомневаться, проверять гипотезы и учиться. Искать нестандартные подходы и использовать инновации.

Отметим, что в команде GOODS.RU — демократичный неформальный подход. Каждый может организовать встречу с генеральным директором или ТОП-менеджером: обратиться за помощью, советом, за знаниями.

О гонке экосистем и борьбе за внимание потребителя

Экосистема — это набор сервисов, который покрывает большую часть потребностей человека. Наглядные примеры: Сбер, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru Group. Все они участвуют в гонке экосистем и супераппов, стремятся удовлетворить наибольшее число потребностей человека на одной площадке.

Кто победит в этой борьбе?

По мнению Андрея, в любой конкуренции всегда побеждает покупатель. Именно для него создаются продукты. Именно за него борются компании, и именно он мотивирует их совершенствовать продукты и сервисы.

Явного лидера сейчас в гонке нет. Это хорошо, так как конкуренция порождает лучшие условия для клиента. Борьба идет не за продажи в численном выражении, а за покупателей: их внимание и время.


Внимание пользователя становится все более рассеянным. Чем больше он получит при нажатии на одну кнопку, тем меньше шансов, что он найдет другую. Все фокусируется вокруг покупателя и желания дать ему максимум в одном месте».


Андрей озвучил интересную мысль: ритейл становится финансовым институтом, а финансовый институт становится ритейлом. Они покупают друг друга или объединяются. Границы размываются. Задача ведущих игроков: сгладить пользовательский путь и консолидировать в одной кнопке несколько самых разных по своей сути сервисов.

Как работают системы лояльности?

Население страны пока не становится богаче. Поэтому чувствительность покупателя к цене — все еще основной триггер для принятия решения о покупке. Когда-нибудь это изменится, но сейчас цена — основной драйвер.

Экосистемность — это еще и про универсальные системы лояльности. Например, ты заказал доставку еды и получил за это бонусы или кэшбэк. Потратить их ты можешь уже на поход в кино. Создается универсальная программа лояльности без привязки к конкретному ритейлеру.

Любая программа лояльности направлена на продажи продукта или удержание клиента. Если посмотреть на сегодняшний рынок, все программы сдвигаются к построению долгосрочных отношений с потребителем. Можно снижать цену, но потом в любом случае удерживать покупателя с помощью внутренней системы лояльности. Например, кэшбэк не побуждает клиента к покупке: купленный «здесь и сейчас» продукт не станет дешевле. Но вместо этого — потребитель получит то, что сможет чуть позже конвертировать в свою комфортную жизнь.

Из-за жесткой борьбы за внимание покупателя, инструменты удержания становятся все более агрессивными, масштабными и сквозными.

Об аналитике, инструментах и технологиях

Всем маркетингом правит аналитика: чтобы бороться за покупателя, необходимо его изучать. Сбор данных лежит в основе любого взаимодействия с пользователями. Например, в случае с GOODS.RU, эту функцию сбора данных выполняет большой Data Warehouse, где агрегируются персональные, транзакционные и расчётные данные о клиенте.

Зачем нужны customer data platforms и инструменты визуализации данных?

Из-за тотального стремления предложить покупателям именно то, что им необходимо, компании стараются собрать как можно больше данных о пользователях. Но дело в том, что пока данные не будут объединены вокруг конкретного человека, они не будут представлять особой ценности.

Поэтому появляется множество сustomer data platforms (CDP). Это системы, которые идентифицируют пользователя через любой канал взаимодействия и собирают информацию о нем в одном профиле. По сути это инструментарий единого автоматизированного центра коммуникации с клиентом. Чтобы поставить на поток весь процесс коммуникации и визуализировать данные, аналитики создают большое количество дашбордов, на которые каждая команда смотрит самостоятельно. С их помощью можно отследить все интересующие процессы.

В GOODS.RU в качестве CDP используют рыночный инструмент Exponea. А в качестве инструмента визуализации — Tableau.


У нас есть отдельная команда аналитиков, которая может построить нужный дашборд для каждого специалиста. Например, CRM смотрит на количество регулярных покупателей, на то, как «перформят» когорты в определенном месяце. А я, допустим, смотрю на верхнеуровневые KPI — контролирую свои управленческие истории».


Визуализация данных крайне важна. Необходимо, чтобы каждый маркетолог в любой момент времени мог понять, что происходит и какие сейчас есть проблемы.

В чем необходимость data-driven маркетинга?

Data-driven маркетинг — маркетинг, построенный на основе анализа полученных данных. Разберемся, почему сейчас он стал особенно актуальным.

Последние 10 лет маркетинг насыщался технологическими возможностями. Появились сервисы товарных рекомендаций, платформы персонализации, дополнительные каналы взаимодействия. В какой-то момент коммуникации достигли критического объема: ими стало сложно управлять.


Жизнь пользователя с неконтролируемым объемом коммуникаций превращается в хаос. От одной компании он может за день получить три расссылки, пять push-уведомлений и еще несколько рекламных сообщений. Причем большая часть из них скорее всего будет нерелевантной. Конечно, это «перегревает» клиента».


Появился спрос на создание максимально релевантной коммуникации с пользователем, которую можно будет контролировать. Так был создан подход, основанный на данных. Начали создаваться платформы, с помощью которых можно точно понять: кому, когда и что бренд будет говорить.

Важно заметить: инструментов для взаимодействия с пользователями сейчас много. Поэтому новые появляются не так часто, но зато активно начинает работать их связка. Например, brandformance, о котором все говорят. Данных тоже много, поэтому можно их анализировать, перебрасывать между каналами и тем самым повышать эффективность каждого из них.

Об участии в индустриальных конкурсах

В привязке спецпроекта к юбилею Национальной Премии бизнес-коммуникаций Андрей Осокин рассказал о конкурсах, премиях и фестивалях. Команда GOODS.RU часто принимает участие в индустриальных проектах, но у них есть один важный принцип.


Мы никогда не делаем работы специально для фестивалей. У меня подход такой: нужно делать свою работу так, чтобы она была фестивальной. Если тебе нечего показать на конкурсах, то это уже повод задуматься».


По словам специалиста, участие — это возможность не столько получить награду, сколько показать рынку, что ты делал, посмотреть, что делали другие и что интересного происходит. Информационное поле перегрето, и ты можешь что-то пропустить. Качественные конкурсы и премии вдохновляют делать что-то большее, ориентируясь на лучших.

Вам понравится

Редакция ADPASS
9 часов назад
Редакция ADPASS
01.11.2024
Редакция ADPASS
29.10.2024
Сиро Роча, председатель жюри Red Apple в номинации Marketing: «Мир жаждет национальной специфики»

Успеха на фестивалях добивают бренды, которые показывают национальную самобытность и технологичность. Так считает председатель жюри блока «Маркетинг» международного фестиваля рекламы Red Apple, основатель и генеральный директор бразильской консалтинговой компании Enredo Brand Innovation Сиро Роча (Ciro Rocha). Он рассказал ADPASS о том, как завоевать сердца жюри, продать рискованный креатив консервативным клиентам, объяснил почему современный гуру маркетинга — это не один человек, и ответил на вопрос о том, способна ли российская реклама соперничать с отечественным балетом, хоккеем и литературой. Церемония награждения фестиваля Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума, который пройдет с 13 по 15 ноября в Москве.

Редакция ADPASS
24.10.2024
Тиззи Зоэльфикар, председатель жюри Red Apple в номинации Media: «Для нас монополизация — это серьезная проблема»

Монополизация и мошеннический трафик в интернет-рекламе – серьезные проблемы для рекламного рынка Индонезии. Председатель жюри блока «Медиа» международного фестиваля рекламы Red Apple, заместитель операционного директора индонезийского агентства Dian Mentari Pratama Communications Тиззи Зоэльфикар (Tizzy Zoelfikar) рассказала ADPASS об особенностях индонезийской рекламы: монополизме ТВ и технологических конгломератов, темной стороне искусственного интеллекта, а также поделилась любимыми кейсами — лапши, сигарет и «Нетфликса». Церемония награждения фестиваля Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума, который пройдет с 13 по 15 ноября в Москве. Победителей выбирают 70 членов жюри из 35 стран мира в категориях Креатив (Creative), Маркетинг (Marketing), Медиа (Media) и Молодые таланты (Young creators).