В Польше заработало нечеловеческое радио: журналистов сократили, а пишет текст для эфира и ведет его генеративный искусственный интеллект. ИИ используют для автоматического создания подкастов о местных новостях там, где традиционные медиа не выживают, и для безопасности там, где трудно выжить уже самим журналистам. Как искусственный интеллект помогает СМИ экономить (в том числе, на персонале), заполнять информационный вакуум при отсутствии даже минимальных ресурсов и защищаться от политического давления, разбирался ADPASS.
Неживую музыку не заказывали: 200 звезд американской поп-сцены попросили ИИ-разработчиков пощадить их бизнес
Хотя «творчество» искусственного интеллекта (ИИ) сегодня вряд ли стоит сравнивать с профессиональной музыкой, американские артисты уже воспринимают ИИ как на серьезную угрозу. Более двух сотен музыкантов, среди которых Билли Айлиш, Кэти Перри, Джон Бон Джови, Ники Минаж, Нора Джонс, Imagine Dragons, Pearl Jam, R.E.M., а также наследники Боба Марли и Фрэнка Синатры, публично потребовали у ИТ-компаний прекратить нарушать их авторские права и обесценивать творчество при помощи ИИ. Это первое столь массовое выступление звезд-музыкантов против технологии, грозящей сделать их работу ненужной.
Шоу-бизнес испугался ИИ-катастрофы
Понимание того, что ИИ-технологии вот-вот кардинально изменят мир, пришло и к музыкальной индустрии. Изложить свои страхи и требования в опубликованном во вторник открытом письме помогла представителям шоу-бизнеса некоммерческая организация Artist Rights Alliance (ARA, Альянс за права артистов).
В обращении перечисляются основные угрозы будущему музыкантов: технологии дипфейков и клонирования голоса, тренировка ИИ-моделей на творчестве музыкантов без разрешения и компенсации и другие варианты «безответственного» и «хищнического» применения ИИ. Если эти угрозы не сдержать, ценность творчества обрушится, а вместе с ней и заработки.
Авторы письма утверждают, что «ИИ представляет огромную угрозу нашей способности защитить нашу частную жизнь, наши идентичности, нашу музыку и наши источники доходов». По мнению артистов, используя без разрешения их музыку для обучения нейросетей, некоторые из крупнейших и наиболее могущественных технологических компаний намерены заменить творчество живых музыкантов последовательностями звуков, которые создает ИИ. «Для многих работающих музыкантов, артистов и авторов песен, которые и так с трудом сводят концы с концами, это станет катастрофой, — уверены подписавшие. — Эта атака на человеческое творчество должна быть прекращена».
Адресовано послание разработчикам ИИ, технологическим компаниям, интернет-платформам и музыкальным стриминговым сервисам. Артисты требуют, чтобы те пообещали не разрабатывать и не внедрять ИИ-технологии генерации музыки, инструменты на их основе и созданный с их помощью контент, которые ставят под угрозу или замещают человеческое искусство или лишают артистов справедливого вознаграждения. При этом подписавшие письмо признают огромный потенциал ИИ для развития человеческого творчества — но только в случаях, когда технология используется «ответственно».
В интервью Axios исполнительный директор ARA Джен Дейкобсен пояснила, что речь не идет о требовании принять новые законы, которые защищали бы права артистов от ИИ. «Мы как бы призываем наших технологических партнеров к сотрудничеству, чтобы сделать этот рынок ответственным, сохранить качество музыки и не заменять людей-артистов», — сказала она.
На помощь зовут законодателей
Это не первый случай, когда десятки представителей творческих профессий публично выступают за ограничения в сфере ИИ, которые защитили бы их права. В январе этого года другое открытое письмо призывало к поддержке внесенного в Конгресс США законопроекта No AI fraud act (закон о запрете поддельных копий и неавторизованных дубликатов, созданных ИИ). В нем речь шла о защите права людей на внешность и голос по аналогии с правами на творческие произведения — и запрете их использование без разрешения сервисами генеративного ИИ.
Аналогичный законопроект был ранее принят на региональном уровне: в марте 2024 года губернатор штата Теннесси Билл Ли подписал ELVIS Act (ensuring likeness voice and image security, закон об обеспечении безопасности подобий голосов и образов), защищающий всех граждан от воспроизведения ИИ-инструментами их голосов и внешности без их согласия. Если такое произойдет, люди имеют право подать гражданский иск и получить компенсацию. Инициативу поддержали многочисленные артисты и Ассоциация американской звукозаписывающей индустрии (RIAA), а также еще с десяток отраслевых ассоциаций и некоммерческих объединений артистов. Оппоненты законопроекта указывали, что он нарушает Первую поправку к Конституции США, ограничивая свободу слова.
Противостоять натиску искусственного интеллекта решили и организаторы музыкальной премии Grammy — в прошлом году они внесли в правила поправку, запрещающую подавать на конкурс написанные ИИ композиции. Теперь там оговаривается, что любое произведение должно быть создано «со значимым участием человека».
Потенциальные нарушители
Разработчики уже не первый год обучают ИИ генерации отдельных звуков, музыкальных отрывков и целых песен. Нейросетевые модели, создающие музыку или звуковые эффекты, разрабатывают как ИТ-гиганты вроде Google (MusicLM, Lyria) и Meta* (MusicGen, AudioCraft), так и компании поменьше — StabilityAI (Stable Audio), и небольшие стартапы (Suno, Riffusion, AudioCipher).
В конце февраля Adobe, уже вовсю внедряющая визуальный ИИ в графические редакторы Photoshop, Lightroom и другие коммерческие продукты, рассказала об экспериментальной разработке Project Music GenAI Control. Система умеет писать музыку по текстовым запросам, описывающим стиль, настроение и особенности звучания, а после этого корректировать и разнообразить результат при помощи уточняющих подсказок-промптов. Получившийся отрывок затем можно масштабировать, создавая на его основе полноценную аранжировку.
Предполагается, что в перспективе технология может быть встроена в видеоредакторы для быстрого создания музыкальных подложек к фильмам и видероликам, а также в профессиональное приложение для создания музыки Adobe Audition. Соответственно, инструмент угрожает лишить доходов не только авторов фоновой музыки, продающих ее через специализированные платформы, но и композиторов, пишущих музыку к фильмам и рекламе.
Не осталась в стороне и Microsoft. В чат-бот Copilot, интегрированный в операционную систему Windows, пакет программ Office и поисковик Bing, в декабре добавили плагин сервиса Suno. Он создает по текстовым запросам минутные композиции с музыкой и вокалом, причем текст песни также пишет ИИ. «Мы верим, что это партнерство откроет новые горизонты для творчества и развлечений, сделав создание музыки доступным каждому», — оптимистично заявили тогда в Microsoft.
А в ноябре входящая в состав Google ИИ-лаборатория DeepMind вместе с YouTube анонсировали эксперимент на основе музыкальной генеративной модели Lyria. Часть авторов YouTube Shorts (короткие вертикальные ролики, аналогичные TikTok) получили возможность создавать 30-секундные композиции для своих видео с вокалом девяти разных артистов. Правда, в этом случае все было сделано по-честному: артисты дали свое согласие на использование их синтезированных голосов в проекте. На каких именно условиях это произошло, не сообщалось.
Но большинство таких проектов (в том числе запущенные Adobe и Suno) не уточняют, на каком именно материале они тренируют своих нейросетевых композиторов. Сторонники ИИ настаивают, что применение любой музыки для обучения нейросетей должно квалифицироваться как добросовестное использование (fair use). Кроме того, сегодня качество создаваемых таким образом композиций несравнимо ниже, чем у написанных живыми авторами — как по звучанию, так и в плане художественной ценности.
Генерирующие аудиоконтент нейросети пока демонстрируют впечатляющие результаты разве что в копировании голоса, в плане музыки существенно отставая по своим возможностям от генераторов изображений и видео. Чего-то сравнимого по вау-эффекту с ChatGPT или разработанным OpenAI инструментом Sora, напугавшим Голливуд своей способностью выдавать реалистичные и кинематографичные видео, в этой области пока не появлялось. Возможно именно потому, что крупные разработчики опасаются обучать нейросети на защищенных авторскими правами композициях, а музыки без таких ограничений слишком мало, чтобы результат работы ИИ был по-настоящему качественным.
* признана экстремистской и запрещена в РФ
Лучшее в блогах
Вам понравится
Искусственный интеллект (ИИ) делает шаг от генерации текста и изображений в сторону выполнения задач, на которые многие тратят ежедневно куда большую часть своего времени — задач, связанных с рутинной работой на компьютере. Принципиально новую для ИИ-моделей способность универсального управления любыми приложениями на ПК первым реализовал «номер два» отрасли, компания Anthropic, многие из руководителей которой ранее работали в компании-лидере, OpenAI. Какие перспективы обещает и какими рисками грозит новая разработка, выяснил ADPASS.
За все время существования интернета популярность доменных зон, казалось бы, не претерпевает изменений. Самой популярной остается открытая в 1985 году .com, на которой висят 44% всех сайтов в интернете. Второе место удерживает .org (4,2%). Однако их популярность гаснет, а самыми быстрорастущими сейчас являются .xyz, .app и .ai. Популярность последней принесла в бюджет карибского острова Ангилья в прошлом году $32 млн. Инвесторам, которые скупают домены в этой зоне, она может принести еще больше. ADPASS разбирается, сколько стоят домены в популярных зонах и кому стоит открывать на них сайты.
Google, который годами доминировал в поисковой рекламе и благодаря ей вошел в число крупнейших корпораций бигтеха, начинает терять позиции. Согласно новому прогнозу, в следующем году доля компании на этом рынке в США впервые за долгие годы составит менее половины. Поисковику, зарабатывающему на контекстных объявлениях почти 60% выручки, бросают вызов новые конкуренты, вооруженные инновациями в сфере искусственного интеллекта и рекомендательных алгоритмов, привлекающих сотни миллионов пользователей. Не менее серьезными потерями грозит признание Google монополистом в США.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы