Михаил Шкляев, CEO Okkam: у сильного потребителя — сильный спрос
В 2024 году бизнес балансировал между двумя сценариями: «это может быть лучший год в истории по продажам и росту» и «нас задавит огромная инфляция и банковский кризис». В итоге, как товарищ Анастас Микоян, прошли «между струй».
Большинство прогнозов, озвученных нами на прошлогодней конференции «О цене и ценности», сбылось.
-
Уровень безработицы достиг минимальных значений, дефицит кадров стал структурным.
-
Инфляция была почти двузначной — официально да, оставалась в пределах 10%. По данным Банка России, потребительские цены выросли на 8,7% во II квартале 2024 года. Полная инфляция превышала потребительскую: индекс-дефлятор ВВП составил 10,9%.
-
Центробанк продолжил ужесточать денежно-кредитную политику и повышать ключевую ставку (последнее значение — 19,0% от 19 сентября 2024 года).
-
Рост экономики превысил 2%.
-
Медиаинфляция сильно давила на рекламный рынок.
В нашем понимании ситуацию удалось выровнять за счет двух факторов. С одной стороны, бюджетный импульс, расходы на СВО и высокие нефтегазовые доходы обеспечили высокий спрос со стороны потребителей и бизнеса, с другой — проблемы импорта (сложности с платежами, санкционные ограничения, наценки серых импортеров) сделали предложение товаров более дорогим. Все это не позволило бизнесу скатиться в крайности.
На 2025 год мы снова подготовили два сценария: «очень плохой» и «ничего так». Вероятность первого невысока, но и не нулевая. Главные риски заключаются в стремительном (скорость решает!) снижении ключевых ставок в США и Китае, которое потянет за собой фондовые и товарные рынки, отрицательно скажется на экспортной выручке России и выльется в девальвацию рубля при ставке выше 20%.
В поддержку второго, базового сценария говорят цифры: рост нефтегазовых доходов выше ожиданий — рост на 59% год к году, потребительские расходы растут двузначными темпами, темпы роста денежной массы замедляются, а накопления россиян достигли рекордных значений в пересчете на домохозяйство. При этом пик ДКП близок — поскольку одной только ставкой проблему инфляции не решить, стоимость труда стабилизировалась, стимулы уже заложены в проект бюджета, а финансовая логистика в последние 3–4 месяца в разы подешевела.
Впрочем, в базовом сценарии есть и волнующие моменты. Один из них — увеличение доли просроченных кредитов у физлиц с 2% до 2,4%.
Можно констатировать, что при таких зарплатах, сбережениях и стимулах конкуренция за потребителя останется высокой. Это значит, что в борьбе за клиента брендам пригодятся все эффективные средства (то есть те каналы, где есть охваты) — e-com, trade marketing, мессенджеры, наружная реклама, ОТТ и видео.
Презентацию можно скачать по ссылке
Лучшее в блогах
Вам понравится
Специалисты маркетингового агентства Demis Group делятся знаниями и опытом, накопленными за более чем 20 лет работы на рынке, которые помогут оптимизировать маркетинговую стратегию и достичь высоких результатов в продвижении и увеличении продаж.
Этот кейс посвящен успешному снижению стоимости привлечения заказа (CPO) в рекламной кампании по брендовым запросам для интернет-магазина женского белья Etam с использованием автотаргетинга в Яндекс Директ. Мы рассмотрим проблему, с которой столкнулась компания, предложенные гипотезы и принятые меры, а также результаты оптимизации.