Итоги НРФ’9: создание рекламы — это не про свободу творчества
На пленарной сессии НРФ’9 в третий день форума, 13 ноября, участники рынка разбирались во взаимоотношениях рекламодателей, агентств и подрядчиков. Творческие люди нарисовали портрет идеального заказчика, клиенты рассказали, что они делают своими силами, а для чего нужна креативная поддержка. Представители агентств размышляли, какая сторона им ближе — бизнес или творчество.
Участники пленарной сессии Дня контента и креатива от Red Apple НРФ’9 должны были ответить на вопрос, как объединить творческую свободу с задачами бизнеса. Поэтому в первой дискуссии группа экспертов из числа продюсеров и художников рассказали, каким должен быть идеальный заказчик.
Идеальный клиент с подходящим ДНК
Для основателя театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федора Елютина идеальный клиент — смелый и со вкусом, например, Илон Маск.
«Если бы Илон Маск заказал мне презентацию какой-то ракеты своей – я бы с радостью что-нибудь придумал с ним. Но он мне пока не звонит. Мне просто нравятся экстра-амбициозные ребята с кукухой отъехавшей. Мне было бы интересно с ним пообщаться. Заказчик моей мечты должен обладать смелостью», — сообщил Федор Елютин.
Художница Мария Янковская считает, что клиент должен в первую очередь ценить креатора. Все ее клиенты идеальны — художница ценит их за то, что они ценят ее.
Креативного продюсера Minaev Live Дмитрия Болдина раздражает, когда клиенты включают в рабочий чат лишних людей, поэтому идеал — тот, кто так не делает.
«Работали с одним клиентом, был создан чатик в Telegram. У нас было 4 человека, а со стороны клиента – 20-25. Клиенты добавляли своих помощников, а те — своих. В чате должны быть люди, которые отвечают за проект», — поделился Дмитрий Болдин.
В свою очередь, креаторы, должны быть дисциплинированными, чтобы избежать проблем с заказчиками, продолжил свою мысль креативный продюсер «Минаев Live». «Просто делать нужно все на дисциплине — и все будет хорошо. Это самое важное и самое трудное», — рассказал Дмитрий Болдин.
Для налаживания коммуникации с клиентами Мария Янковская всегда думает о том, как «соединить ДНК бренда со своим ДНК». С ней согласился Федор Елютин.
«Изначально ты должен быть про них и только потом про себя, думать о том, как ты можешь своим ремеслом, своим искусством удовлетворить их. Потому что если им понравится, то они придут еще раз и уже какие-то идеи, которые ты не реализовал, ты сможешь реализовать дальше. Но тут тоже надо искать баланс между тем, чтобы совсем не лечь под это, а сохранить себя в этом. Чтобы потом можно было бы об этом рассказать и не было бы стыдно», — заключил основатель «Импресарио».
Инхаус или не инхаус
Следующими модераторы сессии, первый вице-президент АКАР Валентин Смоляков и основатель и креативный директор Marvelous Group Артем Синявский, заслушали сторону рекламодателей.
Директор по бренду девелопера «Брусника» Денис Давыдов заявил, что подрядчик довольный, когда заказчик нормальный.
«Если со стороны заказчика неадекватные запросы, то и творцы будут выпендриваться. Мы сотрудничаем с большими агентствами, например, РА «Восход», но ищем и новых партнеров из агентств и креаторов и так развиваем свою функцию заказчика — это опыт и новые идеи», — сообщил Денис Давыдов.
Эксперт «Брусники» также подчеркнул, что для того, чтобы много продавать, нужен сильный бренд. Но он считает, что застройщики в общей массе пока не научились работать с брендами жилых комплексов и созданием смыслов: «Торговых марок они наклепали уйму, но сильных брендов-то не создали».
Управляющий директор по маркетингу Lamoda Ольга Циос рассказала, что компания производит более 90% креатива силами внутренних подразделений — инхаус.
«Так логичнее, удобнее, мы можем отвечать за качество любой единицы контента. Но есть часть контента, стратегического, для которого мы ищем мощных партнеров».
Основатель сети русских чайных «Нитка» Андрей Колбасинов заявил, что все, чем они занимаются внутри компании — креативное творчество, но часть задач они не могут сделать сами.
«Наше инхаус-агентство не сможет рисовать как крутой иллюстратор. Мы принципиально сами не занимаемся организацией событий. Корпоративные продажи мы стараемся отдать в агентства. У нас нет разделения на маркетинг, потому что это неключевое», — рассказал основатель «Нитки».
Реклама — это про бизнес и развитие бренда
Последними о синергии бизнеса и творчества размышляли представители креативных агентств.
«Создание рекламы — это не про свободу творчества, а про бизнес, — поделился мнением гендиректор BBDO Игорь Кирикчи. Это про развитие бренда. Это про профессиональные коммуникации. Талант креативщика в агентстве заключается в том, чтобы сделать что-то уникальное, оригинальное, яркое, интересное в рамках той несвободы, которая называется “бриф”».
Сооснователь и креативный директор агентства Balagan Константин Беляков перечислил аргументы в пользу сотрудничества агентств с творческими людьми. Главные из них: актуальность — чтобы говорить с аудиторией на одном языке и дополнительный медийный охват.
Креативный директор, основатель РА «Восход» Андрей Губайдуллин заявил, что сложностей в работе с творческими людьми стало меньше: подрядчики «не просирают дедлайны», а агентства научились их правильно подбирать и ставить задачи.
Самой яркой совместной с творцами работой он назвал кампанию для банка «Точка», которую снимал сербский кинорежиссер Эмир Кустурица.
«Самый яркий опыт у нас был работы с Эмиром Кустурицей для банка «Точка». Мы стараемся, чтобы режиссеры и операторы как художники вносили что-то своего в проект. Мы приходим с концептом. Если это режиссер, то какого черта я Эмиру Кустурице буду говорить, какой у него стиль», — заключил основатель РА «Восход»