Сегодня внимание потребителя — редкий и ценный ресурс. На фоне общей баннерной слепоты особенно востребованными становятся площадки, которые вызывают органический интерес к контенту. И одна из них — общественный транспорт.
Круглый стол «Реклама в интернете: жизнь по новым правилам» прошел на площадке юридической компании Nextons. Организатором мероприятия выступила Санкт-Петербургская Международная бизнес-ассоциация (SPIBA) и Коммуникационное агентство 4D. В обсуждении приняли участие специалисты в области права, маркетинга, рекламы и коммуникаций.
Эксперты отметили, что рынок интернет-рекламы переживает серьезную трансформацию. Среди ключевых изменений — ужесточение требований к блогерам, введение 3% сбора на доходы от рекламных размещений, запрет продвижения на заблокированных в России площадках. Все эти меры ведут к росту издержек и дополнительным рискам для бизнеса.
Рузанна Ахобекова, советник Nextons, напомнила участникам круглого стола, что действующий запрет распространяется не только на Instagram*, но и ряд других площадок. Например, реклама запрещена на ресурсах иноагентов и организаций, признанных в России нежелательными, так же, как и рекламные репосты с незарегистрированных в РКН блогов в социальных сетях с аудиторией более 10 тыс. подписчиков.
При этом реклама на YouTube остается законной, так как несмотря на ограничение доступа юридического запрета на работу платформы в России по-прежнему нет. «Платформа не внесена в реестр запрещенных ресурсов и продолжает находиться в реестре социальных сетей Роскомнадзора. То же самое касается недавнего запрета на звонки в WhatsApp и Telegram», — подчеркнула эксперт.
В ходе круглого стола также была затронута тема 3% сбора на доходы от рекламы, который обязаны платить рекламораспространители, операторы рекламных систем, агентства и посредники. Представители бизнеса жалуются на большое количество «белых пятен» в законе. Среди основных претензий — сжатые сроки проверки начислений, рост административной и финансовой нагрузки, отсутствие четко регламентированной процедуры урегулирования споров с РКН.
И сам закон, и выпущенные к нему разъяснения РКН имеют один глобальный недостаток: они рассчитаны на идеальный сценарий работы. Действующая модель предполагает, что все документы будут заполнены корректно, в личный кабинет не будет загружено лишних актов, регулятор правильно рассчитает сумму сбора, а плательщик оперативно оплатит его. Однако на практике так бывает редко, и на каждом этапе взаимодействия могут быть свои ошибки. Как действовать в таких ситуациях — понимания пока нет. То же самое касается и санкций для компаний-нарушителей. Вероятнее всего, они будут нести административную ответственность по соответствующей статье Закона о рекламе, которая предусматривает штрафы до 500 тыс. рублей. Согласитесь, для малого и среднего бизнеса сумма весьма внушительная
Сергей ГорскийЮрист практики в области корпоративного права и M&A, Nextons
Еще одним последствием законодательных изменений становится рост стоимости размещения на «разрешенных» площадках. По данным Коммуникационного агентства 4D, после запрета рекламы в Instagram* продвижение в Telegram и ВК подорожало примерно на 20%, однако в сегодняшних реалиях брендам важно работать сразу на нескольких площадках и усиливать коммуникационную составляющую.
«Мы не знаем, какие платформы будут ограничены завтра. Поэтому нужно поддерживать аудиторию на всех доступных площадках и усиливать пиар-составляющую: экспертные комментарии, участие в форумах, работа с отраслевыми медиа
Наталья БелковаГенеральный директор Коммуникационного агентства 4D, автор Telegram-канала «Белки и сделки»
Перспективным направлением участники назвали GR-инструменты. Яркий пример — промышленный туризм, который объединяет задачи государства и бизнеса.
Организуя экскурсии на предприятие, мы одновременно повышаем имидж промышленности в глазах молодёжи и укрепляем доверие аудитории. В 2024 году экскурсии посетили 12 тысяч человек. Это обеспечило нам более глубокое взаимодействие с аудиторией, чем традиционные рекламные. кампании с блогерами
Инна ШиманаеваРуководитель отдела управления продуктами АО «КО «Любимый Край» (бренд «Посиделкино»)
Несмотря на все ограничения интернет остается приоритетным каналом для российских брендов. Направление digital активно развивается под влиянием инвестиций крупных финансовых корпораций и развития рекламных «гипермонополий».
Сегодня крупные рекламные экосистемы — ВК, Яндекс и МТС — предлагают широкий спектр интегрированных решений, позволяющих выстраивать стратегию продвижения на всех этапах воронки: от формирования знания о бренде до конверсии в продажи. При этом значимый вклад в развитие digital-рынка продолжают вносить и независимые игроки — маркетплейсы и сервисы финансовых организаций.
Александр ЩипановРуководитель по цифровому маркетингу «Арнест ЮниРусь»
Участники круглого стола отметили, что ужесточение регулирования интернет-рекламы — это реальность, с которой бизнесу предстоит жить в ближайшие годы. Вместе с тем изменения в законодательстве не стоит рассматривать исключительно как ограничение. Они делают рынок более прозрачным, дисциплинируют игроков и мотивируют бизнес и к поиску свежих решений: от диверсификации цифровых площадок до развития PR и GR-коммуникаций. Главный вывод встречи: гибкость и готовность к поиску новых форматов становятся ключевым условием конкурентоспособности. SPIBA, в свою очередь, продолжит быть площадкой, где бизнес и эксперты совместно ищут ответы на вызовы и формируют рабочие решения для развития отрасли.
Сегодня внимание потребителя — редкий и ценный ресурс. На фоне общей баннерной слепоты особенно востребованными становятся площадки, которые вызывают органический интерес к контенту. И одна из них — общественный транспорт.
Управлять командой в одном городе — задача. Строить слаженную работу мерчандайзеров в пяти разных странах с уникальным менталитетом — это уже искусство стратегии и адаптивности.
Сегодня говорим об этом с Еленой Драгун, экспертом агентства «Планограмма», которая курирует работу на территориях нашего присутствия. Итак, как добиться одного стандарта качества в таких разных условиях?