Эрмитаж в эпоху цифровизации: революционный подход к сохранению художественного наследия
Во Владивостоке открылись Дни Эрмитажа. В центре события — художественная жизнь Дальнего Востока, а также тема сохранения культурного наследия. Участники мероприятия активно обсуждали применение в этой сфере «цифры», в частности выпуск NFT-токенов на эрмитажные фрески школы Рафаэля ввиду того, что это является новым способом привлечения музеями средств.
VIII дни Эрмитажа в столице Приморского края начались с IХ всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
Она собрала широкий круг экспертов из России и зарубежья — представителей РГХПУ им. Строганова, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, научно-реставрационного центра им. Грабаря, Союза художников России, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Республики Саха, Национального музея Республики Бурятия и многих других.
Участники научно-практической конференции обсудили опыт применения IT технологий в реставрации, в том числе проект «Следующий Рембрандт», реализованный в Нидерландах.
Нейросеть проанализировала 346 работ Рембрандта и создала среднестатистический портрет, который мог бы написать живописец. Изображение распечатали на 3D-принтере, имитирующем объемную текстуру мазков кисти, характерную для Рембрандта. Сам проект удостоился многих наград, в числе которых были и Каннские львы. Эксперты вспомнили и восстановление с помощью искусственного интеллекта картины Рембрандта «Ночной дозор», которая в 18 веке была варварски обрезана с целью подгонки по размеру для ниши городской ратуши.
Профессионалы индустрии также заострили внимание на применении искусственного интеллекта и технологии блокчейн в вопросах привлечения капитала в музейную сферу, в частности, на реставрационные проекты. Эрмитаж выступил драйвером, поделившись с коллегами совместным проектом с группой «Интеррос» и российской платформой «Атомайз» — выпуском токенов на фрески школы Рафаэля. Данный проект под названием «Цифровое искусство» был представлен на Восточном Экономическом Форуме 2023.
Суть проекта в создании NFT-токенов на фрески эпохи Возрождения из коллекции Эрмитажа.
Это первый в России проект в области токенизации предметов искусства, который реализуется только на территории России.
Весь процесс происходит в соответствии с законодательством и под надзором регулятора — Центрального банка РФ. Это, отмечают эксперты, гарантирует защиту прав всех его участников и приобретателей токенов.
Фотофакт. Для создания токенов использовались сделанные в самом начале процесса реставрации и на его этапах фотографии фресок. Каждую из них наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект. В таком, неотреставрированном состоянии, их могут видеть только обладатели токенов — они становятся правообладателями цифровых прав на облик до и в процессе реставрации. Токены можно продавать, а изображения фресок экспонировать. Средства, полученные с продажи NFT, уже направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа.
Как мы знаем, во всех странах мира реставрация — это очень такое затратное явление. Там реставрационные исследования и реставрацию шедевров финансирует крупный бизнес. Это то, что нам нужно было взять из международного опыта. И для того, чтобы проект «Цифровое искусство» состоялся и у нас, конечно же, нужная была поддержка крупного бизнеса. И вот, наконец, в нашей стране мы наблюдаем подобный пример в лице Эрмитажа, группы «Интеррос» и платформы Атомайз. Мне кажется, этот своевременный почин, который может стать очень хорошим примером для российского бизнеса.
Кирилл Гаврилин
Заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва), профессор
Он также отметил, что Приморская государственная картинная галерея становится важнейшим центром притяжения во всем Дальневосточном федеральном округе.
А благодаря сотрудничеству галереи с Эрмитажем здесь будет создан крупный реставрационный центр. Это очень актуальная и очень злободневная проблема для всех российских регионов, потому что сокровища отечественного и мирового искусства, которыми мы обладаем, накладывает на нас колоссальную ответственность. Мы должны сохранить эти сокровища, придать им экспозиционный вид.
Кирилл Гаврилин
Заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова (Москва), профессор
Таким образом токены стали претендовать на статус эффективного инструмента привлечения средств в музейную сферу и представители индустрии готовы взять на вооружение новую технологию. Эксперты также отмечают, что в случае невысокой предустановленной стоимости токена внести вклад в сохранение культурного наследия смогут не только коллекционеры, но и обычные граждане.