29.06.2022, 14:06

Edtech по-русски: релокация как мотивация

После мартовского шока ситуация в российском онлайн-обучении изменилась. Edtech жалуется на возросшие финансовые риски и меняет учебные планы. Мотивация студентов к обучению трансформировалась. Рынок ожидает консолидацию.

Российский рынок edtech-услуг, резко сократившийся после начала военных действий в Украине, начал восстанавливаться. Люди стараются освоить новые профессии и готовятся к релокации. О том, как онлайн-образование приспосабливается к новым отечественным реалиям, пишет «Коммерсант».

Генеральный директор «Нетологии» Марина Снигирева так описала ситуацию, сложившуюся в конце февраля — начале марта на рынке онлайн-обучения: «Вначале все было плохо … 24 февраля все обрушилось. Первые дни было почти полное падение продаж, затем оно сменилось просто сильным снижением. Бизнес очень плохо чувствовал себя».

Обвалу на рынке edtech способствовали несколько факторов:

— Общее падение спроса. Финансовые приоритеты потенциальных абитуриентов изменились. Люди начали отказываться от обучения, предпочитая ему покупку бытовой техники или, просто, экономить.

— Подорожание кредитов. Их стоимость поднялась вслед за ставкой ЦБ. Банки стали осторожнее с их одобрение. Из-за этого с 50% до 10% сократилось число студентов, обучающихся на кредитные деньги.

— Сокращение заявок на обучение, вызванное потерей рекламного трафика от иностранных сервисов. Google, YouTube, Facebook* и Instagram* отказали российским компаниям в размещении рекламы.

Кризис российского edtech в цифрах. ADPASS подробно писал об этом.

В программы многих курсов ранее входило обучение работе с продуктами компаний, ушедших добровольно или покинувших Россию не по своей воле. Образовательным организациям приходится подстраиваться под новые реалии — вносить изменения в учебные планы. Например, еще недавно было невозможно представить себе курс по интернет-маркетингу без изучения инструментария Facebook* и Instagram*. Сейчас его изучение не только бесполезно, но и опасно. Размещение рекламы в этих соцсетях запрещено. Курсы приходится перерабатывать. Теперь они будут включать обучение работе с продуктами «ВКонтакте», «Одноклассники», «Дзен» и прочих отечественных маркетинговых интернет-решений.

Изменилась и мотивация студентов. Период пандемии и «обучения для развлечения», когда многие студенты начинали учиться, чтобы убить скуку, безвозвратно ушел. Сейчас причины начать обучение совершенно другие. Это и страх потерять работу во время кризиса, и подготовка к возможному отъезду из страны. Большой популярностью предрелокационное обучение пользуется среди айтишников. Они сфокусировались на изучении новых языков программирования.

Мартовский шок в российском онлайн-обучении, когда учебные организации останавливали набор преподавателей, а студенты массово просили вернуть им плату за обучение, прошел. Выручка большой edtech-тройки («Нетология», Skillbox и «Яндекс.Практикум») в первом квартале этого года по сравнению с предыдущим годом выросла на 86%. «Мы ожидаем (в 2022 году) рост около 20% на направлениях дополнительного профессионального образования, в основном за счет увеличения спроса на обучение IT-специальностям — программированию и аналитике», — заявила госпожа Снигирева.

Топ-5 российского edtech в сегменте дополнительного профессионального образования в первом квартале 2022 года. (по данным сервиса EDtechs.ru.

МестоОрганизацияВыручка первый квартал 2021 годаВыручка первый квартал 2022 годаРост %
1Skillbox1,74 млрд2,826 млрд62,41%
2«Яндекс.Практикум»310 млн*1,7 млрд*448,39%
3Корпорация «Синергия»1,145 млрд1,381 млрд20,61%
4Нетология300 млн553 млн84,33%
5Компьютерная академия Тор258,4 млн510,4 млн97,52%

* — оценка Smart Ranking

Главной проблемой, тормозящей восстановление отечественного онлайн-образования является падение платежеспособности населения. Участники рынка также не ожидают поддержки роста от образовательных кредитов. Основные надежды российский edtech возлагает на госзаказ. Уже сейчас государство все чаще и чаще берет на себя финансирование на обучение и переобучение служащих.

По мнению участников рынка, его ожидает консолидация. Гиганты онлайн-образования отчитываются об увеличении выручки (+86%). У их младших коллег, небольших edtech-проектов, все гораздо скромнее — рост составил 23%. Основной причиной такого разрыва является разница в объемах рекламных бюджетов. У китов рынка они несопоставимо больше.

«Слияния и поглощения на рынке точно ждем. Небольшие школы, скорее всего, будут закрываться, продаваться или уходить за рубеж: им в первую очередь не будет хватать маркетингового бюджета и возможностей для роста. Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — „Яндекса“, VK и нас» — резюмировала Марина Снигирева.

*Facebook и Instagram — организации, признанные экстремистскими. Их деятельность запрещена в РФ.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram