26.02.2024, 16:54

Apple вернут в Россию по-европейски: законопроект об альтернативных магазинах для iOS весной внесут в Госдуму

Анонсированный Минцифры два года назад клон нескольких глав европейского закона «О цифровых рынках», обязывающий Apple разрешить установку приложений в iOS из сторонних магазинов, весной поступит в Госдуму. Принятие закона и появление на iPhone, например, Rustore упростит установку приложений компаний, попавших под санкции, считают эксперты. Бесперспективной инициативу Минцифры назвать нельзя: Apple, несмотря на остановку продаж в России, продолжает выполнять решения судов и надзорных органов, уплачивает штрафы.

Photo by Sumudu Mohottige on Unsplash

Минцифры готовит законопроект, обязывающий открыть смартфоны Apple для установки приложений из сторонних магазинов. Сейчас документ дорабатывается с учетом предложений администрации президента. Внесение законопроекта запланировано на весеннюю сессию Госдумы, рассказал «Коммерсанту» глава ведомства Максут Шадаев.

Заявление Максута Шадаева прокомментировал в своем телеграм-каналезампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин. По словам депутата, «активность Минцифры связана с появлением iOS-версии отечественного магазина приложений RuStore, который может позволить себе финансовые условия, диктуемые Apple». По информации Антона Горелкина, предварительное соглашение с американцами уже достигнуто, «что дает им (Apple) возможность заработать и сохраниться на российском рынке в среднесрочной перспективе». При этом депутат отмечает, что сценарий, по которому под очередной пакет санкций попадет российский альтернативный магазин приложений, очень вероятен, и надеется, что «Минцифры эти риски осознает и предусмотрело соответствующие механизмы защиты в готовящемся законопроекте».

Впервые о законопроекте, открывающем двери в закрытую экосистему iOS, Максут Шадаев рассказал в декабре 2022 года. Тогда министр сравнил его с европейским законом о цифровых рынках (DMA – Digital Markets Act). DMA вступил в силу в ноябре 2022 года, однако все его положения заработают 6 марта 2024 года. В DMA сформулировано юридическое понятие «цифровой привратник» – IT-компания, имеющая прочное экономическое положение и сильное влияние на внутренний рынок ЕС, а также отвечающая некоторым другим критериям. Согласно DMA, цифровые привратники обязаны разрешать пользователям устанавливать программы из сторонних магазинов приложений или загружать напрямую из интернета. Ожидаемо, в список цифровых привратников попала два лидера рынка Apple и Google. И если Google это изменение не затронуло (в операционной системе Android такая опция предусмотрена), то для Apple «евроджейлбрейк» стал хотя и ожидаемым, но неприятным сюрпризом: AppStore терял свою монополию.

25 января 2024 года Apple рассказал, как компания будет следовать правилам DMA. Согласно «яблочному» регламенту разработчики смогут размещать свои приложения в сторонних магазинах, которые в свою очередь должны будут иметь аккредитив в €1 млн, а также платить Apple за использование так называемых «базовых технологий» (Core Technologies Fee), встроенных в iOS и iPhone. К «базовым технологиям» Apple относит, например, микрофон, камеру и работу с Bluetooth. Кроме того, все приложения в альтернативных магазина приложений должны проходить нотаризацию Apple: компания проверит их на безопасность, криптографически подпишет и, если уличит приложение во вредоносности, может заблокировать его запуск на телефонах.

По словам технического директора маркетплейса цветов и подарков Flowwow Дмитрия Шестернина, если в России будут приняты нормы, подобные DMA, это упростит работу издателям приложений, попавшим под санкции. При этом техдиректор отметил, что «без подробностей трудно сказать, насколько разработчикам в целом проще или сложнее станет работать с Apple». «Модерацию проходим достаточно быстро, проверок наших приложений практически нет. Можем получить уточняющие вопросы от Apple два-три раза в год», — описал он сегодняшнюю практику работы с Apple.

У российских регуляторов мало механизмов, которыми можно заставить Apple выполнять меняющиеся требования закона, констатировал преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Алексей Минаев. Но компания, несмотря на остановку продаж в РФ, продолжает выполнять решения судов и надзорных органов, уплачивает штрафы: «Так что инициатива Минцифры не выглядит бесперспективной».

Законопослушная бережливость: Apple сэкономил на курсовой разнице $3 млн

22 января 2024 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что компания Apple выплатила антимонопольный штраф в размере 1,1 млрд рублей. Летом 2022 года ведомство признало компанию нарушителем антимонопольного законодательства. По мнению ФАС, Apple навязывала российским разработчикам приложений для iOS необходимость использовать в их приложениях платежный инструмент компании. Кроме того, компания требовала, чтобы разработчики удаляли ссылки на свои интернет-ресурсы и изменяли функционал приложения так, чтобы форма регистрации не вела на внешние сайты. Иначе компания не допускала приложения в App Store. Решение наложить на Apple штраф в размере 1 177 988 700 рублей (более $17 млн на момент выписывания штрафа) за нарушение антимонопольного законодательства было принято в январе 2023 года. «Денежные средства поступили в бюджет Российской Федерации», – удовлетворенно констатировали в ФАС через год, когда сумма штрафа в валютном эквиваленте уменьшилась до $13,2 млн.

За год до этого, в феврале 2023 года, стало известно, что Apple выплатила штраф 906 млн рублей за нарушение антимонопольного законодательства РФ. Решение о назначении штрафа ФАС приняла после обращения в ведомство «Лаборатории Касперского». Сумма штрафа на момент наложения, 26 апреля 2021 года, составила 906 299 392,16 рублей (более $12 млн). На момент выплаты валютный эквивалент штрафа вырос до $12,8 млн.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
22.04.2024
Редакция ADPASS
09.04.2024
Редакция ADPASS
05.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?