Расслоение общества и гуманизация ИИ: WARC выделил главные потребительские тренды
Мир больше не делится на богатых и бедных. Экономическая неопределенность увеличила расслоение до крайне богатых и нищих. ИИ-агентам доверяют покупки, а блогеры становятся одним из основных источников информации. Здоровье продолжает оставаться одним из главных приоритетов, а общение уходит в узкие группы по интересам. Это новые потребительские тенденции от аналитиков WARC.
Всемирный центр рекламных исследований (WARC) выпустил обзор потребительского поведения в 2025 году, основанный на опросе более 10 тыс. человек в 54 странах мира. Делимся главными трендами.
Бедные становятся беднее
Растет поляризация общества, разрыв между богатыми и бедными увеличивается, констатируют аналитики. По данным Moody’s Analytics, в США на долю 10% самых богатых домохозяйств в настоящее время приходится почти половина потребительских расходов, а к 2030 году у самых богатых миллениалов будет в пять раз больше средств, чем сейчас, что еще больше отдалит их от основной массы потребителей.
Трамповские пошлины еще больше усилят разницу между богатыми и бедными и усилят разнонаправленное движение в покупательском поведении, считают в WARC. Семьи с низкими доходами тратят большую их часть на товары первой необходимости, продукты питания и одежду. Любое повышение цен увеличит нагрузку на их бюджеты и снизит их покупательную способность. Другая потенциальная угроза — сокращение рабочих мест в секторах, которые зависят от импорта в США и экспорта в других странах мира.
55% потребителей с низкими доходами, которых опросили в WARC, сообщили, что предпочтут более дешевый товар или собственную торговую марку ритейлера, более дорогому и известному бренду. В прошлом году доля была существенно ниже — 43%.
«В условиях сохраняющейся экономической неопределенности потребители становятся более осознанными в расходах и жестко контролируют потребление», — заявляют авторы отчета.
Вера в блогеров
Напряженная политическая обстановка и растущее недоверие к СМИ вынуждает потребителей переключаться на альтернативные источники информации — блогеров и создателей контента, которых люди воспринимают как более достоверных и независимых.
57% респондентов WARC идут за новостями в соцсети, 52% на ТВ, 49% получают информацию на новостных ресурсах в интернете. Зумеры — главные по соцсетям. 71% представителей поколения Z за последний месяц хотя бы раз читали новости в социальных сетях. У миллениалов доля составляет 62%, у иксов — 48%, у бэби-бумеров —33%.
Поскольку блогеры завоевывают доверие как надежные источники информации, их отзывы высоко ценятся, заявляют в WARC. Почти половина (47%) респондентов в течение года совершали покупки на основе отзывов инфлюенсеров.
«Потребители обращаются к блогерам, чтобы узнать информацию о брендах. Но разница в том, что это не просто чтение новостей, а погружение в новый покупательский опыт, в котором важную роль играет видео», — комментируют аналитики WARC.
Рынок потребительского поведения
Гуманизация искусственного интеллекта
Появление ИИ-агентов изменит способы взаимодействия клиентов с брендами. В отличие от чат-ботов, агенты могут автономно принимать решения и выполнять задачи от имени пользователей. Operator от OpenAI уже может заказывать продукты, а Project Mariner от Google искать авиабилеты, отели или покупать товары для дома.
39% потребителей уже разрешают ИИ-агентам управлять расписанием и назначать встречи, а 24% доверяют им покупку еды.
ChatGPT остается самым популярным инструментом искусственного интеллекта среди потребителей (45% заявили, что использовали его в течение месяца) в тройке также Google Gemini и Microsoft Copilot.
Потребительские тренды 2025: анализ потребительского поведения
Здоровье в приоритете
Помимо финансов потребители хотят как можно жестче контролировать и свое здоровье. Они уделяют все больше внимания профилактике заболеваний и борьбе со старением.
Почти треть (31%) потребителей заявили, что за последний месяц приобрели витамины или пищевые добавки. Это на 7 п.п. больше, чем в 2022 году. Миллениалы и представители поколения Z чаще, чем более возрастные группы приобретают товары для здоровья и хорошего самочувствия.
«Здоровая пища или комфортная одежда — бренды могут формировать будущее человечества, выделяя для себя уникальные и значимые роли, которые перекликаются со здоровым образом жизни потребителей», — утверждают в WARC.
Переосмысление общения
Молодые потребители переосмысливают то, как они проводят время с друзьями. Набирают популярность клубы по интересам — онлайн (например, Letterboxd и Strava) и офлайн. Такие увлечения не затратны, что играет важную роль при кризисе стоимости жизни.
Половина опрошенных WARC зумеров и миллениалов утверждают, что играют в настольные игры как минимум раз в месяц. Наиболее распространенные жанры — стратегии, словесные викторины и игры для вечеринок.
Повышенное внимание к здоровью увеличивает интерес к фитнесу (об этом рассказали 38% потребителей) и активному отдыху на свежем воздухе, например, походам (33%). 51% потребителей заявили, что ищут новый круг общения на специализированных выставках, конференциях и фестивалях.
«Способы коммуникации между людьми претерпевают новые изменения. Люди сокращают количество контактов и переходят на общение по интересам. Для массовых брендов это вызов, который заставляет их идти в узкие сообщества для поиска новых клиентов», — заявляют авторы отчета.