Просмотры — не то, чем они кажутся. Как платформы обманывают пользователей, рекламодателей и авторов контента
Иллюстрация сгенерирована Midjourney
Понятие без определения
Каждая платформа по-своему решает, что считать просмотром. В Instagram, TikTok и YouTube Shorts просмотр засчитывается с момента запуска видео — независимо от того, продолжил ли пользователь взаимодействие с контентом или немедленно пролистнул ленту дальше. Как отмечает издание The Verge, по этой логике, если вы проходите мимо включенного телевизора в магазине электроники и мельком видите кадр из «Пиратов Карибского моря», вы уже «посмотрели» фильм. Такой подход значительно занижает порог вовлеченности, необходимый для фиксации взаимодействия — зато цифры статистики в соцсетях получаются впечатляющие.
Facebook включает в «просмотры» не только непосредственно воспроизведение видео, но и просто показ плеера в ленте. При этом платформа предоставляет авторам более детализированные внутренние показатели: просмотры длительностью не менее трех секунд (подразумевается, что пользователь сам запустил воспроизведение) и минутные просмотры (условно приближенные к реальному вовлечению). Но эти метрики социальных сетей не раскрываются публично, а в общедоступной статистике остается только агрегированное число «просмотров», включающее повторы и автоматические воспроизведения.
С осени прошлого года Meta** использует показатель «просмотры» в качестве универсальной метрики для оценки эффективности контента на своих платформах. Это произошло после объединения ранее раздельных показателей вовлеченности и охвата в единую категорию. Согласно официальному блогу компании, теперь просмотрами считаются все случаи отображения фото, текстовых постов и сторис на экране пользователя — включая повторные показы.
Ранее требовалось дополнительное действие пользователя (например, касание или прокрутка), чтобы засчитать просмотр. В обновленной системе этот промежуточный этап исключен, и любое появление контента на экране фиксируется как просмотр. Это решение упрощает ведение статистики, но одновременно снижает аналитическую точность и делает данные менее пригодными для оценки реального вовлечения аудитории.
В соцсети X логика схожая: все посты, отображающиеся в ленте, поисковой выдаче или на странице пользователя, автоматически засчитываются как просмотренные. В случае видео достаточно двух секунд воспроизведения, при условии что хотя бы половина окна плеера видна на экране. Все видеоролики запускаются автоматически, что еще сильнее снижает планку попадания в статистику.
Netflix, в свою очередь, в течение последних лет несколько раз менял методологию подсчета просмотров. Изначально платформа учитывала только завершенные на 70% сеансы просмотра. Затем планка была снижена до двух минут, что, по заявлению представителей компании, якобы уже «сигнализирует об осознанном выборе пользователя». По собственным данным Netflix, это позволило увеличить общие показатели просмотров примерно на 35% — хотя в реальности ничего не изменилось.
Причины и последствия
Объяснение сложившейся ситуации простое и циничное: более честные метрики дают меньшие цифры. А низкие цифры — это плохо и для имиджа платформы, и для монетизации, и для конкуренции за внимание авторов контента. В битве за популярных блогеров и рекламодателей выигрывает тот, кто показывает больше просмотров. Неважно, что на деле эти цифры не отражают реального вовлечения. Ведь использование более строгих критериев, например, учет только завершенных просмотров или тех, что длились не менее 30 секунд, — обрушит статистику и приведет к потере позиций на рынке.
Сами платформы, обладая гораздо более точной информацией, прекрасно понимают, насколько иллюзорны публичные метрики. Блогерам они показывают другие, закрытые цифры — например, среднее время просмотра или долю видео, досмотренных до конца. На YouTube при расчете вознаграждения авторам применяется метрика «вовлеченные просмотры» (engaged views), серьезно отличающаяся от публичного счетчика просмотров. А внутренние сервисы аналитики для рекламодателей позволяют отслеживать, насколько глубоко был просмотрен ролик (например, 25%, 50%, 75% или 100%). То есть вся информация есть. Просто с аудиторией ею делиться не хотят.
В контакте с неопределенностью
Крупнейшая отечественная соцсеть «ВКонтакте» информирует о принципах подсчета аудитории постов весьма туманно — по крайней мере, в общедоступных материалах. «Просмотры засчитываются по специальному алгоритму, который учитывает и ленту новостей, и переходы на страницу. Просмотры не уникальны. Если два раза подряд открыть запись, счётчик не увеличится. Однако он возрастёт, если вы решите вернуться к публикации через некоторое время. Другие подробности учёта просмотров мы предпочитаем не раскрывать, чтобы никто не мог злоупотребить этим знанием», — сообщается в разделе «Часто задаваемые вопросы». Там же указано, что для соответствующих критериям монетизации аккаунтов «базовое вознаграждение» получают ролики длиннее минуты, а оригинальные видео от двух минут могут претендовать на «повышенную ставку». Что значит «базовое» и «повышенное» — не конкретизируется, но в тексте есть ориентир: «авторы оригинального контента получают от 50 до 80% дохода платформы».
Большинство крупных видеоплатформ либо не публикуют методику расчета просмотров вовсе, либо делают это крайне выборочно. Например, YouTube до сих пор официально не подтвердил распространенную гипотезу, согласно которой просмотр стандартного видео засчитывается после 30 секунд воспроизведения.
При таком подходе к определению понятия «просмотр» контроль над метрикой полностью сосредоточен в руках платформ. Пользователю больше не нужно нажимать «воспроизвести» или смотреть видео в течение определенного времени — достаточно, чтобы ролик оказался на экране и начал загружаться. По сути, всё, что платформа хочет засчитать как просмотр, становится просмотром.
Отсутствует промежуточный этап, позволяющий оценить фактическое взаимодействие пользователя с контентом. Нет механизма сопоставления интересов аудитории и контента — есть лишь фиксируемый факт загрузки. Это делает метрику полностью зависимой от внутренней логики платформы и малопригодной для объективного анализа вовлеченности.
Кризис доверия
Несогласованность подходов к подсчету просмотров и разрыв между внутренними и публичными метриками снижают достоверность данных, на основе которых принимаются решения в области дистрибуции контента и планирования рекламных кампаний. Учитывая высокую долю автоматизации и алгоритмического продвижения, отсутствие четких критериев подрывает доверие к самим метрикам и усложняет объективную оценку эффективности.
Пока платформы продолжают использовать собственные, часто непрозрачные методики подсчета, метрика «просмотры» сохраняет репутацию условного индикатора интереса, но ее ни в коем случае нельзя рассматривать как достоверный показатель взаимодействия с аудиторией. В условиях растущей неопределенности в цифровой среде и агентствам, и рекламодателям нужно как можно скорее переосмыслить подходы к оценке вовлеченности и адаптировать стратегию.
*продукт компании **Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.
Лучшее в блогах
Вам понравится
14 ноября в Four Seasons Hotel Moscow состоялась десятая юбилейная премия ОК! Awards «Больше чем звезды». Мероприятие собрало ярких представителей шоу-бизнеса, кино и медиаиндустрии. Номинантами стали резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).
Рекламные инвестиции в сегменте «Образование» в Telegram за третий квартал выросли на 61% год к году, а число размещений — на 43%, подсчитали в Telega.in. Активнее всего растет спрос на рекламу у микро- и наноинфлюенсеров, чьи каналы имеют до 10 тыс. подписчиков. Участники рынка связывают рост с уходом западных соцсетей и повышением эффективности небольших экспертных площадок. При этом общий темп развития EdTech-рынка остается умеренным — выручка крупнейших игроков увеличилась лишь на 12%.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана