Личный бренд: кому и зачем нужен, как сформировать
На связи Sidorin Lab, мы ведем свой подкаст «Репутация со свистом». В одном из выпусков обсуждали, что такое личный бренд, какие инструменты выбирать для его формирования и развития и в чем его связь с деловой репутацией. Делимся инсайтами эпизода.
Для обсуждения темы ― генеральный директор SL Дарья Свистунова и директор по маркетингу и продажам Анастасия Плющева ― встретились с CEO маркетингового агентства полного цикла АПУМ Анной Иоспой.
Что такое личный бренд
Личный бренд— это публичный образ человека, который он формирует и транслирует в конкретной области. В рамках личного бренда хорошо видны профессиональные навыки и ценности человека, а также стиль взаимодействия с окружающими. Собственный бренд может хорошо подкрепить портфолио и помочь в построении карьеры. Вот пара примеров сильных персональных брендов.
Опра Уинфри. Создала свой имидж как ведущая, которая заботится о зрителях и занимается благотворительностью. Ее личный бренд ассоциируется с искренностью, поддержкой и стремлением изменить жизнь людей к лучшему.
Опра не только ведет ток-шоу, но и делится личными историями, например, о трудном детстве. Это создает более прочную эмоциональную связь с аудиторией. Источник
Максим Ильяхов. Его знают как сильного редактора, эксперта в области работы с текстом. Его личный бренд построен на профессионализме. Кроме того, его ценят за хлесткий юмор.
Максим Ильяхов — самый известный главред в России, автор книг, создатель сервиса «Главред». Источник
Персональный брендинг могут использовать не только личности, но и компании ― для создания доверия и эмоциональной связи с клиентами. Например, когда аудитория еще не очень хороша знакома с брендом компании, установить с ней более глубокую связь и заполучить доверие можно через публичную персону — артиста, спортсмена, общественного деятеля, блогера или даже ведущего телешоу, которого люди давно знают и любят.
Основатель SL Дмитрий Сидорин — медийная личность, и его личный бренд тесно связан с компанией. То же можно сказать про Дарью Свистунову, генерального директора SL, Никиту Прохорова, сооснователя SL, и Никиту Веселова, операционного директора SL, — их собственные бренды связаны с компанией и деятельностью в ней. В то же время корпоративный бренд Сидорин Лаб укрепляет медийность своих сотрудников.
Для чего и кому нужен личный бренд
Не стоит создавать персональный бренд только из убеждений, что это модно и престижно. Он должен решать конкретную задачу, работать на вас, а не просто занимать ваше время.
Зачем нужен личный бренд и какие преимущества он дает независимо от направления деятельности:
Личный бренд позволяет сформировать целостный образ, узнаваемый и понятный.
В процессе формирования бренда вы сформулируете свое УТП и сможете выделиться на фоне конкурентов.
Вы неизбежно будете повышать свою экспертность, учиться новому.
Познакомитесь с новыми людьми, сформируете вокруг себя полезное окружение.
Позднее личный бренд будет работать на вас и поддерживать вашу репутацию.
Собственный бренд может быть полезен практически кому угодно: например, предпринимателям, творческим личностям, политикам, топ-менеджерам, фитнес-тренерам, преподавателям и просто экспертам в какой-либо области. Важно, чтобы знания и опыт можно было транслировать в медиапространство, чтобы аудитория его видела.
Составляющие личного бренда
Прежде, чем заняться построением личного бренда, нужно понять, из чего он состоит. Ведение соцсетей — это еще не личный бренд. Смотреть нужно глубже. Есть несколько вещей, без которых сформировать собственный бренд невозможно.
Уникальное предложение. То, что отличает от других: особая компетенция, опыт или подход к работе. Чтобы сформулировать уникальное предложение, подумайте, что вы делаете лучше всего и чем можете быть полезны.
Экспертиза в конкретной области. Ваши знания и навыки в нише. Чтобы продемонстрировать экспертизу, делитесь полезным контентом и кейсами: пишите статьи, проводите вебинары или участвуйте в конференциях.
Ценности. Принципы и убеждения, которые определяют ваше поведение и подход к работе. Они помогают установить эмоциональную связь с аудиторией. Определите свои ключевые ценности и убедитесь, что они видны в вашем контенте и взаимодействии с клиентами и подписчиками.
Визуальный образ. Включает в себя визуальные элементы: логотип, цветовую палитру, шрифты и фото. Важно создать единый стиль, который будет легко узнать. Можно использовать цвета компании, если вы ее амбассадор.
Пример оформления публикации Никиты Веселова, операционного директора SL
Tone of Voice. Тон, которым вы взаимодействуете с подписчиками и клиентами. Он может быть формальным или неформальным, дружелюбным или профессиональным, в зависимости от аудитории и личных предпочтений. Здесь важно быть последовательным. Если выбрали дружелюбный подход, старайтесь поддерживать его везде: и в социальных сетях, и на личных встречах.
Как создать личный бренд: пошаговая инструкция
На формирование персонального бренда нужно время: не получится однажды выложить экспертную статью с красивой картинкой и больше ничего не делать. Заниматься этим нужно постоянно. Для начала нужно разбить создание личного бренда на этапы.
Шаг 1. Определите цели и задачи, которые должен решать личный бренд.
Например, целью вашего личного бренда могут быть:
повышение узнаваемости в профессиональной среде,
формирование постоянного потока клиентов,
создание сообщества вокруг ваших идей.
Запишите цели и убедитесь, что они четкие и измеримые. Например, вместо общей формулировки «хочу больше клиентов» можно написать «привлекать пять новых клиентов каждый месяц». Так будет проще отслеживать прогресс и корректировать стратегию.
На пути к цели вы также можете решать и другие задачи с помощью личного бренда, например: заводить новые знакомства, обмениваться опытом с коллегами по цеху или продавать в блоге рекламу.
Шаг 2. Обозначьте область экспертизы и сформируйте УТП.
Подумайте о своих навыках, опыте и интересах. Что вы делаете лучше всего? Какой ваш опыт может быть полезен другим? Какие проблемы клиентов вы можете решить?
У вас должно быть конкретное позиционирование. Можно написать в шапке блога «я специалист по маркетингу», но лучше написать «я эксперт по контент-маркетингу для малых бизнесов».
Здесь же важно придумать и выделить что-то такое, чего нет у других. Это может быть узкая компетенция или особая манера подачи информации. Только помните, что это должно органично вписываться в ваш образ. Писать о кибербезопасности и использовать в коммуникации сленг зумеров — не лучшая идея.
Шаг 3. Выясните, кто ваша целевая аудитория.
Кому нужны ваш продукт или услуга? Кто будет читать ваш блог? Это ключевой момент: для развития личного бренда нужны читатели, отклик аудитории.
Хорошо, если вы можете вещать на широкую аудиторию, но все же у вас должен быть хотя бы примерный портрет идеального подписчика. Например, если вы хотите устроиться в крупную компанию на высокую должность, то сделайте так, чтобы вас читали HR-специалисты и топ-менеджеры таких компаний. Изучите боли, проблемы, желания аудитории. Они помогут вам понять читателей и сформировать пул тем для блога.
Шаг 4. Разработайте стратегию развития личного бренда.
Здесь можно выделить несколько действий. Для начала нужно выбрать площадки, на которых будете публиковать контент. Их может быть несколько. Например, в Telegram-канале вы можете писать о жизни, публиковать короткие экспертные посты и просто общаться с подписчиками, а на VC.ru — выкладывать лонгриды.
Далее нужно продумать tone of voice для органичного и эффективного взаимодействия с аудиторией. Он может отличаться от площадки к площадке, однако незначительно.
Разработайте контент-план и рубрики, чтобы систематизировать работу. Публиковать посты нужно регулярно: пропасть на неделю, а затем выложить три поста в один день — плохая стратегия.
Разработайте визуальный стиль. Не обязательно нанимать дизайнера и создавать сложный дизайн картинок. Главное, чтобы контент был единообразным и соответствовал вашему статусу, ценностям и целям.
Шаг 5. Используйте разные инструменты продвижения.
Соцсети — это хорошо, но есть множество других инструментов для развития личного бренда. Медийность можно вырастить разными способами. Например, если есть шанс попасть к кому-то в подкаст и дать экспертный комментарий, используйте его!
Дарья Свистунова рассказывала Skillbox Media о стратегии управления репутацией
Кроме того, можно договориться об интервью с блогерами. Подробнее об этом говорили в восьмом выпуске первого сезона подкаста «Репутация со свистом» с Катериной Хербер-Мосяга ― инфлюенсер-маркетинг-директором агентства Go Influence.
Делитесь знаниями через вебинары и онлайн-курсы, чтобы стать авторитетом в нише. Кроме того, это способ монетизировать свои знания.
Займитесь нетворкингом и станьте участником или организатором профессионального сообщества.
Посещайте профильные мероприятия и выступайте там. Это могут быть семинары и конференции.
Важно: не все сообщества и мероприятия подходят для развития медийности и личного бренда. Перед вступлением определите, есть ли среди участников ваша целевая аудитория.
Cобирайте отзывы и рекомендации о вашей работе от коллег и клиентов. Их можно добавить на свой сайт или разместить в блоге.
Личный бренд и деловая репутация
Теперь вы знаете, что такое личный бренд, из чего он состоит и какие действия нужно предпринять, чтобы его сформировать. Интересно, что личный бренд можно спутать с деловой репутацией человека. Существуют две точки зрения относительно этого.
По одной из них, личный бренд ― это маркетинговая концепция деловой репутации, то есть понятия практически идентичны. Такой точки зрения придерживается гость выпуска подкаста «Репутация со свистом» на эту тему Анна Иоспа.
Есть и другое мнение: личный бренд более субъективен, так как строится на личных качествах и предпочтениях персоны, в то время как деловая репутация больше зависит от фактических результатов работы и взаимодействия с другими людьми. Можно сделать вывод, что деловая репутация может хорошо укреплять личный бренд и наоборот.
Подробно обсудили репутацию в первом выпуске второго сезона подкаста «Репутация со свистом» с основателем SL Дмитрием Сидориным.
При создании личного бренда стоит отталкиваться от задач и целей, которые вы хотите достичь. Это хороший инструмент не только для профессионального роста, но и для личностного. В процессе формирования и развития личного бренда можно расширить кругозор, повысить свою экспертность и собрать вокруг себя нужных людей.