Рынок SMS-уведомлений переживает ренессанс перед закатом
В 2022 году рынок SMS-рассылок неожиданно вырос. По разным оценкам, рост составляет от 20% до 30%. Причиной могли стать санкции против главных российских банков, которые больше не могут рассылать push-уведомления клиентам и вынужденно вернулись к старому каналу информирования. Скорее всего SMS-ренессанс продлится недолго. На смену эсэмэскам идут сообщения в мессенджерах, соцсетях и flash call.

Исследовательское агентство Telecom Daily прогнозирует рост российского рынка SMS-рассылок в 2022 году на 20%. Рост этого канала коммуникаций преимущественно обеспечили клиентские уведомления банков, часть из которых потеряла возможность отправлять push-уведомления. Основными банками, увеличившими отправку SMS, по мнению аналитика Telecom Daily Дениса Кускова, стали «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», сообщают «Ведомости». С тем, что рост SMS-рынка связан с вынужденным отказом банков от push-уведомлений, согласен источник издания в одном из операторов большой четверки. По словам Кускова, в прошлом году рынок также рос, но не так сильно — в 2021 году он увеличился на 12%.
Отказ банков от push-уведомлений вызван санкциями, введенными против них. В конце февраля 2022 года из App Store и Google Play были удалены приложения подсанкционных российских банков. Чистка магазинов приложений затронула «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, «Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк. Компания Apple не просто удалила приложения из своего каталога, но и закрыла им доступ к службе push-уведомлений Apple Push Notification. Из-за этого запуск альтернативных приложений, таких как СБОЛ от «Сбера», не решил проблему. Как сообщается на сайте банка: «Из-за введенных санкций клиенты мобильного приложения „Сбербанк онлайн“ на iOS (Apple) вместо push-уведомлений будут получать sms с номера 900».

По прогнозу Ассоциации банков России необходимость использовать SMS-оповещение как основной канал информирования клиентов может стоить всем российским банкам дополнительно 25 млрд рублей в год.
Эксперты, опрошенные изданием, оценивают темпы роста SMS-рынка еще выше. Так, аналитик агентства MForum Алексей Бойко считает, что рынок вырастет на 20-30%, а директор аналитической компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов ожидает 25-процентного роста.
«Рост рынка SMS-уведомлений вполне естественен, поскольку все больше людей пользуется онлайн-площадками для покупок, а авторизация платежей зачастую требует банковских SMS-подтверждений», — разъясняет Бойко и добавляет, что сейчас все активнее распространяется и практика SMS-напоминаний о записи на прием к врачу или о предстоящем культурном мероприятии.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин рассказывает, что хотя базовые тарифы на SMS публичны и составляют около 1,5 рублей за сообщение, многие банки ведут расчеты с операторами на индивидуальных условиях. Это не дает возможности точно говорить о росте цен на услугу, говорит эксперт. Также, добавляет Савватин, стоимость SMS отличается от их типа: транзакционные сообщения самые дешевые, авторизационные (с паролем) немного дороже, а самые дорогие — рекламные SMS, стоимость которых может доходить до 2-3 рублей за сообщение, говорит Савватин и добавляет, что дополнительная плата также может взыматься за использования букв вместо номера отправителя во входящем сообщении.
Однако эксперт не видит существенных перспектив у SMS-рассылок. По его мнению, в ближайшие 2-4 года этот рынок начнет сокращаться и в деньгах, и в количестве отправленных сообщений. Аналитик прогнозирует, что уже в ближайший год «абоненты все активнее будут использовать альтернативные каналы: голосовые, например так называемые flash call (прием звонка и ввод последних четырех цифр входящего номера для авторизации), уведомления в мессенджерах и российских соцсетях, а также сканирование QR-кодов». Эсэмэски постепенно будут становиться лишь поддерживающим способом оповещений, резюмирует Савватин.
Аналитик «Финама» Леонид Делицын также скептически оценивает перспективы SMS-рынка. По его мнению, рынок SMS-рассылок сокращается с каждым годом. «Это уходящая услуга, на которой в течение длительного времени операторы хорошо зарабатывали», — считает эксперт. Теперь SMS уступают место другим способам оповещения — push-уведомлениям, соцсетям и мессенджерам, говорит Делицын. По его мнению, рост сегмента в 2022 год мог быть вызван развитием онлайн-торговли, за счет уведомлений от маркетплейсов и интернет-магазинов, «но точно не из-за банков», которые не готовы сейчас тратить больше, чем раньше, и «это порядка 20 млрд рублей».
Лучшее в блогах
Вам понравится
Знаете ли Вы, что бабушки и дедушки в возрасте 65+ проводят в соцсетях лишь на 5 процентов меньше времени, чем студенты, а уделяют таким ресурсам внимания гораздо больше, чем, например, среднестатистический россиянин, кому немного за 40? Виктор Пинчук, заместитель генерального директора ведущей отечественной исследовательской компании Mediascope, рассказал об этом парадоксе на круглом столе «Социальные сети в России: стратегические вызовы и ориентиры», который прошел в конференц-зале экономического факультета РУДН имени П. Лумумбы 17 ноября.
Что дают подписчики в Инсте* блогерам и новичкам? Возможность раскрыть свой потенциал! С вами Ирина Найденова, практикующий маркетолог. Я уверена: каждый подписчик — это маленький шажок к вашей большой цели! В моей новой статье мы разберем, как превратить фолловеров в лояльную аудиторию, монетизировать контент и вывести свой бренд на новый уровень.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана