ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
19.03.2024, 17:53

Рыночная ниша

В сегодняшней статье поговорим о рыночной нише, а также о том, как правильно закрепиться на рынке и сформировать надежную базу лояльных клиентов в условиях низкой конкуренции.

Что такое рыночная ниша

Рыночная ниша — это часть рынка с минимальной конкуренцией, которая занята одним продавцом. При этом она характеризуется высоким спросом на товары и услуги, которые предлагает предприниматель, что дает ему выгодную позицию относительно других компаний в этом сегменте.

Характеристики и особенности ниш

Нише характерны следующие особенности:

  • низкая конкуренция;

  • стабильный спрос на товары и услуги;

  • потенциальные клиенты с индивидуальными специфическими запросами, которые удовлетворяет только одна, реже — несколько компаний на рынке;

  • деятельность сразу по нескольким сегментам, что делает компанию, занимающую нишу, уникальной.

Отличие ниши от сегмента рынка

Сегмент — это широкое направление рынка, где работают компании похожей сферы деятельности. Ниша — более узкое понятие, она образовывается внутри сегментов или на их стыке. Например:

  • продвижение сайтов — сегмент, разработка визуала для профиля — ниша;

  • бакалея — сегмент, фермерские эко-приправы — ниша;

  • аксессуары для телефонов — сегмент, деревянные подставки ручной работы с росписью — ниша.

рыночная ниша - фото

Разница между сегментом и нишей

Примеры рыночных ниш

Приведем еще несколько примеров рыночных ниш:

  • фитнес-центр, совмещенный с медицинским кабинетом, где можно пройти обследование и составить индивидуальный план по снижению веса, разработанный диетологом и тренером с учетом состояния здоровья;

  • изготовление украшений ручной работы из сочетания минералов, подходящих как талисман по гороскопу, имени, дате и году рождения;

  • фитнес-трекеры в виде колец, предназначенные для женщин, позволяющие отслеживать активность и состояние здоровья с учетом физиологических особенностей женского организма;

  • экологически чистые бытовые чистящие средства, не содержащие химикатов, продающиеся в биоразлагаемой упаковке;

  • подарочные боксы с коллекционными вещами, привезенными из разных стран.

Виды рыночных ниш

Рассмотрим основные виды рыночных ниш в маркетинге.

Целевой маркетинг

В этом случае компания занимает узкую нишу с небольшим, но стабильным количеством покупателей — из-за размера крупным брендам занимать ее невыгодно.

Особые рыночные обстоятельства

Под влиянием определенных событий у потребителей формируется спрос на товары и услуги, которые слабо представлены на рынке. Например, таким образом сервис для видеоконференций Zoom занял нишу после начала пандемии.

Вертикальный маркетинг

Продукт формируется на стыке нескольких сегментов — на рынке уже представлены товары или услуги, которые имеют выполняют задачи по отдельности, но нет решений, которые их объединяют.

виды рыночных ниш - фото

Рыночная ниша вертикального маркетинга

Горизонтальный маркетинг

Компания предлагает товары или услуги, которые удовлетворяют потребности определенной группы потребителей с учетом их индивидуальных особенностей. Бренд работает на расширение своего ассортимента, чтобы охватить как можно больше отдельных ниш.

Кустовой маркетинг

Это — направление деятельности компании, которое специализируется на удовлетворении потребностей определенной группы клиентов с учетом их специфических нужд и предпочтений. В этом случае акцент делается на качество товаров или услуг, а также на индивидуальный подход к каждому клиенту.

Как определить собственную рыночную нишу

Вот что потребуется, чтобы выявить подходящую свободную нишу на рынке и закрепиться на ней.

  1. Определите собственные возможности, опишите свои сильные стороны и конкурентные преимущества, определите, в какой сфере деятельности у вас есть достаточный опыт для развития.

  2. Проанализируйте спрос на идеи, изучите рынок и определите, есть ли спрос на ваш продукт или услугу в данной нише — протестируйте гипотезы, проведите опросы, ознакомьтесь с мнением потенциальных покупателей в открытых источниках. Это поможет вам понять, насколько ваше предложение будет востребовано и актуально для потребителей. Изучите вашу ЦА, ее платежеспособность, проблемы и ценности, проверьте, удовлетворяет ли ваш продукт ее потребности.

  3. Проведите маркетинговое исследование рынка и определите, какие компании с похожей сферой деятельности представлены на рынке — для ниши прямых конкурентов не должно, но могут быть непрямые и косвенные. Проанализируйте их предложения и цены, чтобы понять, какие возможности и угрозы существуют на рынке.

  4. Разработайте предложение для своей ниши и создайте продукт или услугу, которая будет отличаться от предложений конкурентов.

  5. Разработайте стратегию продвижения вашего продукта или услуги на рынке, которые соответствуют особенностям целевой аудитории.

Резюме

Рыночная ниша — это стабильная часть рынка с низкой конкуренцией, которую могут занять продавцы, предлагающие уникальные, еще не представленные другими решения. Только закрепившись в нише, бизнес сможет успешно развиваться и достигать высоких результатов.

Вам понравится

HINT
21.11.2025