ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
15.03.2024, 18:19

Рыночная цена в экономике

Рыночная цена — это сумма, за которую товар и/или услуга продаются на рынке. От ее размера зависит, будут ли они пользоваться спросом, как быстро будут продаваться, получат ли продавцы желаемую прибыль и окупятся ли вложения в бизнес. Рассматриваем, как формируется рыночная цена, что она включает и как ее правильно определить.

Что такое рыночная цена простыми словами

Говоря простыми словами, рыночная цена в экономике — это стоимость товара или услуги за определенный период на конкретном рынке, например, на маркетплейсе, в оффлайн-среде или в регионе. Она формируется под влиянием баланса спроса и предложения и других факторов, таких как курс валют, экономическая ситуация, сезонность, особенности логистики. Это — не постоянная величина, она регулярно меняется и реагирует на любые изменения на рынке.

рыночная цена в экономике - фото

Рыночная цена может расти или падать под влиянием разных факторов

Рыночная цена показывает, как товары или услуги оцениваются на рынке. Это позволяет производителям определить оптимальную цену, при которой они смогут получить максимальную прибыль и которая будет оправдана качеством и востребованностью.

Примеры

Приведем простые примеры рыночной цены, а также ее подсчета и применения на практике.

  1. Продавец выходит на маркетплейс с новым товаром — игровым компьютерным столом и оценивает подобные предложения от других магазинов. Минимальная цена на такой же продукт — 8700 рублей, максимальная — 13600 рублей, средняя рыночная — 11150 рублей. Проанализировав позиции конкурентов, он оценивает свой товар в 11900 рублей — цена выше средней рыночной из-за более быстрой доставки и хорошей репутации бренда.

  2. Покупатель планирует приобрести квартиру и оценивает предложения от разных агентств недвижимости. Он ориентируется на вторичное жилье на окраине города и выясняет, что рыночные цены на квадратный метр в этом районе колеблются от 69 до 78 тысяч рублей. Покупатель находит подходящее ему предложение за 65 тысяч рублей — цена ниже рынка оправдана срочностью продажи и необходимостью косметического ремонта.

  3. Производитель спортивного оборудования планирует выйти на рынок с линейкой лыжного снаряжения. Перед этим он анализирует среднюю рыночную цену на каждую позицию в сезон продаж и сравнивает ее с предполагаемой себестоимостью своих товаров. Так он определяет, рентабельным ли будет производство, прогнозирует сроки окупаемости, выявляет наиболее выгодные категории товаров и может искать методы снижения себестоимости для получения нужного уровня прибыли.

Разница между обычной ценой и стоимостью

Под обычной, или фактической ценой понимают цену, установленную на товар и услугу конкретным производителем и по которой он реально продается. Она может соответствовать рыночной цене, быть ниже ее — например, когда нужно срочно сбыть продукцию или привлечь покупателей, или выше — когда бренд известный и узнаваемый, предлагает более высокое качество или дополнительные услуги.

виды рыночной цены - фото

Рыночная цена может быть выше или ниже фактической

Стоимость — это размер затрат на производство товаров или услуг. В зависимости от вида продукта, в нее входит сырье, аренда помещения, услуги логистики, обслуживание оборудования, коммунальные услуги и другие расходы, связанные с производством и реализацией ассортимента. В стоимость не включается наценка продавца и его выручка.

Функции в рыночной экономике

Функции рыночной цены в экономике следующие:

  • определяет, сколько потребители готовы платить за товар или услугу — если цена высокая, производители будут увеличивать производство, если низкая — сокращать;

  • помогает распределять ресурсы между различными отраслями и секторами экономики — если один товар или услуга становится более ценным, усилия будут перенаправлены на его производство;

  • стимулирует инновации, поскольку производители стремятся предложить товары и услуги по более низким ценам при высоком качестве, чтобы увеличить свою долю на рынке;

  • влияет на уровень жизни населения, поскольку определяет доступность товаров и услуг;

  • способствует снижению цен и улучшению качества товаров и услуг, поскольку производители вынуждены конкурировать друг с другом и делать выгодные предложения;

  • является одним из основных факторов, определяющих инфляционные ожидания, которые в свою очередь влияют на решения потребителей и производителей;

  • регулирует спрос и предложение, приводя их в состояние равновесия.

Структура

В структуру рыночной цены в зависимости от вида продаж и наличия посредников могут входить:

  • себестоимость товара, включающая затраты на производство;

  • прибыль производителя;

  • акцизные наценки;

  • налог на добавленную стоимость;

  • издержки опта — затраты на закупку товаров у производителей и поставщиков, на хранение на складах, на транспортировку до оптовых баз и магазинов, административные расходы на содержание офиса и оплату труда сотрудников;

  • прибыль опта;

  • издержки розницы — затраты на покупку товаров у оптовиков или производителей, на аренду или покупку помещения для магазина, на заработную плату персонала, на рекламу и маркетинг, а также другие административные расходы;

  • прибыль розницы.

функции рыночной цены - фото

Структура рыночной цены

Виды рыночной цены

Выделяют следующие виды рыночной цены товара:

  • оптовая цена — это стоимость, по которой продается товар оптом, то есть в больших количествах;

  • розничная цена — это стоимость товара, по которой он продается в розницу, то есть конечному потребителю в небольшом объеме: обычно она выше, чем оптовая, так как включает в себя дополнительные затраты на продажу и доставку товара;

  • сметная цена — цена продукта, рассчитывается на основе сметы — детального плана затрат, который включает в себя все все прямые и косвенные расходы, связанные с покупкой товара или оказанием услуги;

  • тариф — это плата за использование какой-либо услуги или товара, установленная, обычно, государством или частными компаниями;

  • экспортная и импортная цены — это цены на товары, которые продаются за границу или покупаются из-за рубежа. Они могут быть выше или ниже цен на внутренние операции в зависимости от курса валюты и условий торговли.

Как определить рыночную цену

Рассказываем, как определить и установить рыночную цену на товар или услугу.

  1. Исследование рынка — изучите рынок, на котором вы планируете продавать свой товар или услугу, а также определите основные тенденции, конкурентов и их цены.

  2. Определение спроса — узнайте, сколько людей готовы купить ваш товар или услугу по определенной цене. Например, это можно сделать с помощью опросов или анализа поисковых запросов.

  3. Анализ затрат — учтите все расходы, связанные с производством, доставкой и продажей товара или услуги — например, затраты на материалы, заработную плату, аренду, рекламу.

  4. Установление цены — определите, какую цену вы хотите установить на свой товар или услугу, учитывая желаемую чистую прибыль с продукта. Ориентироваться нужно на спрос, затраты и конкуренцию, а также средний рыночный показатель. Если цена будет значительно ниже, чем на аналогичные продукты других компаний, у потребителей могут появиться сомнения насчет качества, если необоснованно выше — спрос будет низким.

  5. Тестирование — предложите свой товар или услугу по выбранной цене небольшой группе покупателей, оцените их реакцию, уровень продаж, отзывы.

  6. Корректировка цены — если тест показал, что цена не соответствует ожиданиям покупателей, измените ее в нужную сторону.

Резюме

Рыночная цена — это сумма, за которую продукт продается на определенном рынке. Ее нужно исследовать перед стартом продаж и регулярно пересматривать, чтобы устанавливать конкурентоспособную стоимость своих товаров и услуг, обоснованную качеством, спросом и предложением.