Рыночная цена в экономике
Содержание
Что такое рыночная цена простыми словами
Говоря простыми словами, рыночная цена в экономике — это стоимость товара или услуги за определенный период на конкретном рынке, например, на маркетплейсе, в оффлайн-среде или в регионе. Она формируется под влиянием баланса спроса и предложения и других факторов, таких как курс валют, экономическая ситуация, сезонность, особенности логистики. Это — не постоянная величина, она регулярно меняется и реагирует на любые изменения на рынке.
Рыночная цена показывает, как товары или услуги оцениваются на рынке. Это позволяет производителям определить оптимальную цену, при которой они смогут получить максимальную прибыль и которая будет оправдана качеством и востребованностью.
Примеры
Приведем простые примеры рыночной цены, а также ее подсчета и применения на практике.
-
Продавец выходит на маркетплейс с новым товаром — игровым компьютерным столом и оценивает подобные предложения от других магазинов. Минимальная цена на такой же продукт — 8700 рублей, максимальная — 13600 рублей, средняя рыночная — 11150 рублей. Проанализировав позиции конкурентов, он оценивает свой товар в 11900 рублей — цена выше средней рыночной из-за более быстрой доставки и хорошей репутации бренда.
-
Покупатель планирует приобрести квартиру и оценивает предложения от разных агентств недвижимости. Он ориентируется на вторичное жилье на окраине города и выясняет, что рыночные цены на квадратный метр в этом районе колеблются от 69 до 78 тысяч рублей. Покупатель находит подходящее ему предложение за 65 тысяч рублей — цена ниже рынка оправдана срочностью продажи и необходимостью косметического ремонта.
-
Производитель спортивного оборудования планирует выйти на рынок с линейкой лыжного снаряжения. Перед этим он анализирует среднюю рыночную цену на каждую позицию в сезон продаж и сравнивает ее с предполагаемой себестоимостью своих товаров. Так он определяет, рентабельным ли будет производство, прогнозирует сроки окупаемости, выявляет наиболее выгодные категории товаров и может искать методы снижения себестоимости для получения нужного уровня прибыли.
Разница между обычной ценой и стоимостью
Под обычной, или фактической ценой понимают цену, установленную на товар и услугу конкретным производителем и по которой он реально продается. Она может соответствовать рыночной цене, быть ниже ее — например, когда нужно срочно сбыть продукцию или привлечь покупателей, или выше — когда бренд известный и узнаваемый, предлагает более высокое качество или дополнительные услуги.
Стоимость — это размер затрат на производство товаров или услуг. В зависимости от вида продукта, в нее входит сырье, аренда помещения, услуги логистики, обслуживание оборудования, коммунальные услуги и другие расходы, связанные с производством и реализацией ассортимента. В стоимость не включается наценка продавца и его выручка.
Функции в рыночной экономике
Функции рыночной цены в экономике следующие:
-
определяет, сколько потребители готовы платить за товар или услугу — если цена высокая, производители будут увеличивать производство, если низкая — сокращать;
-
помогает распределять ресурсы между различными отраслями и секторами экономики — если один товар или услуга становится более ценным, усилия будут перенаправлены на его производство;
-
стимулирует инновации, поскольку производители стремятся предложить товары и услуги по более низким ценам при высоком качестве, чтобы увеличить свою долю на рынке;
-
влияет на уровень жизни населения, поскольку определяет доступность товаров и услуг;
-
способствует снижению цен и улучшению качества товаров и услуг, поскольку производители вынуждены конкурировать друг с другом и делать выгодные предложения;
-
является одним из основных факторов, определяющих инфляционные ожидания, которые в свою очередь влияют на решения потребителей и производителей;
-
регулирует спрос и предложение, приводя их в состояние равновесия.
Структура
В структуру рыночной цены в зависимости от вида продаж и наличия посредников могут входить:
-
себестоимость товара, включающая затраты на производство;
-
прибыль производителя;
-
акцизные наценки;
-
налог на добавленную стоимость;
-
издержки опта — затраты на закупку товаров у производителей и поставщиков, на хранение на складах, на транспортировку до оптовых баз и магазинов, административные расходы на содержание офиса и оплату труда сотрудников;
-
прибыль опта;
-
издержки розницы — затраты на покупку товаров у оптовиков или производителей, на аренду или покупку помещения для магазина, на заработную плату персонала, на рекламу и маркетинг, а также другие административные расходы;
-
прибыль розницы.
Виды рыночной цены
Выделяют следующие виды рыночной цены товара:
-
оптовая цена — это стоимость, по которой продается товар оптом, то есть в больших количествах;
-
розничная цена — это стоимость товара, по которой он продается в розницу, то есть конечному потребителю в небольшом объеме: обычно она выше, чем оптовая, так как включает в себя дополнительные затраты на продажу и доставку товара;
-
сметная цена — цена продукта, рассчитывается на основе сметы — детального плана затрат, который включает в себя все все прямые и косвенные расходы, связанные с покупкой товара или оказанием услуги;
-
тариф — это плата за использование какой-либо услуги или товара, установленная, обычно, государством или частными компаниями;
-
экспортная и импортная цены — это цены на товары, которые продаются за границу или покупаются из-за рубежа. Они могут быть выше или ниже цен на внутренние операции в зависимости от курса валюты и условий торговли.
Как определить рыночную цену
Рассказываем, как определить и установить рыночную цену на товар или услугу.
-
Исследование рынка — изучите рынок, на котором вы планируете продавать свой товар или услугу, а также определите основные тенденции, конкурентов и их цены.
-
Определение спроса — узнайте, сколько людей готовы купить ваш товар или услугу по определенной цене. Например, это можно сделать с помощью опросов или анализа поисковых запросов.
-
Анализ затрат — учтите все расходы, связанные с производством, доставкой и продажей товара или услуги — например, затраты на материалы, заработную плату, аренду, рекламу.
-
Установление цены — определите, какую цену вы хотите установить на свой товар или услугу, учитывая желаемую чистую прибыль с продукта. Ориентироваться нужно на спрос, затраты и конкуренцию, а также средний рыночный показатель. Если цена будет значительно ниже, чем на аналогичные продукты других компаний, у потребителей могут появиться сомнения насчет качества, если необоснованно выше — спрос будет низким.
-
Тестирование — предложите свой товар или услугу по выбранной цене небольшой группе покупателей, оцените их реакцию, уровень продаж, отзывы.
-
Корректировка цены — если тест показал, что цена не соответствует ожиданиям покупателей, измените ее в нужную сторону.
Резюме
Рыночная цена — это сумма, за которую продукт продается на определенном рынке. Ее нужно исследовать перед стартом продаж и регулярно пересматривать, чтобы устанавливать конкурентоспособную стоимость своих товаров и услуг, обоснованную качеством, спросом и предложением.