Микрофинансы вложились в рекламу по-крупному
МФО серьезно вложились в свое продвижение: они потратили в 2,5 раза больше денег на рекламу по сравнению с прошлым годом, сообщает «Коммерсант». Рост обусловлен конкуренцией за качественного клиента с банками. Эксперты считают, что рынок МФО перегрет, стоимость привлечения клиентов стала слишком высока.
Пять крупнейших игроков в совокупности потратили на рекламу 4 млрд руб. за три квартала 2021 года. Это на 2,5 млрд больше, чем за тот же период прошлого года.
ТОП-5 МФО по данным агентства «Эксперт РА»:
- Займер
- ГК Финбридж (бывш. Деньги Сразу)
- МигКредит
- ЦФП (VIVA Деньги)
- MoneyMan
Речь идет не о «раскручивании воронки продаж», а о борьбе за качественных клиентов, рассказал «Коммерсанту» председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. В основном, расходы увеличились за счет лидогенераторов.
Таким образом, МФО нацелены не на количество (привлечение новых клиентов), а на качество — то есть клиентов, которые в конечном итоге будут способствовать росту портфеля.
При этом нельзя сказать, что существует прямая зависимость между ростом затрат на рекламу и ростом портфелей: по данным Банка России, портфель микрозаймов к середине 2021 достиг 287 млрд руб., это в 1,4 раза больше по сравнению с прошлым годом. При этом расходы на рекламу увеличились более, чем в 2,5 раза.
Слишком дорогой клиент
Стоимость привлечения клиента во второй половине 2020 года увеличилась на 30-50% (по сравнению с первым полугодием 2020 г.) и держится на уровне 2-5 тыс. руб., по оценке гендиректора финансового маркетплейса «Юником24» Дмитрия Африканова. Он объясняет это тем, что увеличилась конкуренция за счет крупных агрегаторов (Банки.ру, Сравни.ру), которые также начали активнее вкладываться в рекламу. Африканов говорит о смещении фокуса: если во время кризиса компании концентрировались на удержании клиента, то сейчас приоритет сместился в сторону роста портфеля. А достичь этого возможно за счет качественного заемщика.
При этом клиентская база МФО и банков пересекается, поскольку МФО стремятся предложить условия, приближенные к банковским, и это подогревает конкуренцию, — рассказала гендиректор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко.
Рост обусловлен и перераспределением рекламного бюджета в сторону растущих цифровых онлайн-сервисов, говорит директор МКК «Арифметика» Игорь Родюшкин.
Как итог, гендиректор Webbankir Андрей Пономарев заключает, что рынок перегрет и поэтому вливание денег в рекламу в скором времени может стать менее эффективным.