ADPASS рекомендует материал к прочтению
Лайфхакер
25.05.2023, 13:29

«Лайфхакер» опубликовал новое исследование рекламы в подкастах в России

Мы изучили самые популярные шоу, их особенности, детали рекламных интеграций, а также посмотрели, что изменилось в индустрии за год.

Основой исследования стал рейтинг 100 самых популярных подкастов на «Яндекс Музыке» за 2022 год. Мы проанализировали, что происходило с периодичностью выхода, форматами, категориями, рекламными интеграциями этих шоу в первом квартале 2023-го. Поскольку в прошлом году «Лайфхакер» проводил аналогичное исследование, мы смогли отследить изменения на рынке подкастов и рекламы в них.

Количество выпусков

В первом квартале 2023 года продолжило выходить только 65% подкастов из рейтинга «Топ-100 — 2022». Это на 15% меньше прошлогоднего показателя, который опирался на чарт «Топ-100 — 2021» также на «Яндекс Музыке».

На 15% снизилось и общее количество выпусков: 1 088 в 2023-м против 1 277 в 2022-м. Больше всего эпизодов сделали «Живой Гвоздь» (358), «Tynu40k Goblina» (139) и «Подкаст Лайфхакера» (58).

Форматы и категории

Как и годом ранее, рейтинг популярности возглавили разговорный формат (31%) и монологи (23%), хотя показатели просели на 8 и 9 пунктов. Интервью также утратили 5%, а нарративный и художественный форматы, наоборот, улучшили позиции — +6 и +3% соответственно.

В списке популярных категорий произошли заметные изменения. Тема «Общество и культура» вытеснила «Образование» с первой строчки. А «Естественные науки», «Здоровье и фитнес», «Бизнес» и вовсе покинули пятёрку лидеров, уступив места категориям «История», «ТВ и кино», «Дети и семья».

Особенности рекламных интеграций

В первом квартале 2023-го хотя бы один рекламный выпуск был в 31 подкасте из 65. Это на 7% больше, чем в прошлом году. При этом общее количество эпизодов, включающих в себя партнёрские интеграции, снизилось на 2%.

Чаще всего реклама в подкастах встречалась в формате рубрики (40%) и промоблока (38%). 12% были партнёрскими выпусками, 10% пришлось на короткие упоминания рекламодателя.

В 55% подкастов бренд упоминается в середине выпуска (mid-roll), в 46% — в начале (pre-roll), и только 10% интеграций размещается в конце эпизода (post-roll). При этом в среднем реклама звучит примерно на 10-й минуте шоу.

Категории рекламодателей

По-прежнему в подкастах чаще всего рекламируются услуги в системе образования и трудоустройства. На второе место с прошлогоднего третьего попали услуги в области интернета. Новичками в лидерах стали товары для красоты и здоровья.

Среди самых активных рекламодателей в подкастах оказались VICHY (компания L’Oréal) — 14 выпусков, «ФЛАУВАУ» — 13 эпизодов, Selectel и «Яндекс Практикум» — по 12 выпусков, «Нетология» — 10 эпизодов.

Лидеры по размещению рекламы

Чаще других интеграции размещались в переформатированных подкастах (шоу для других каналов и в иных форматах, которые затем превратили в подкасты) «Tynu40k Goblina» и «Самые честные новости». Замыкает тройку лидеров «Закат империи» в формате монолога. Четвёртое место у аудиошоу «Ты — это важно» в формате интервью, пятое — у разговорного «Никакого правильно».

Также мы определили 10 подкастов, в которых количество рекламных выпусков было максимальным от общего числа эпизодов. Семь аудиошоу встраивали интеграции в каждый свой выпуск. Это «Закат империи» (13 из 13 эпизодов), «Ты — это важно» (10 из 10), «Никакого правильно» (9 из 9), «Запуск завтра» (8 из 8), «Сперва роди» (7 из 7), «Хакни мозг» (2 из 2), «Пора вставать! Утренние ритуалы и привычки» (1 из 1). У kuji podcast было 6 рекламных выпусков из 7 (86%), у подкаста «Норм» — 8 из 10 (80%), у «Самых честных новостей» — 24 из 31 (77%).

Что думают представители индустрии

Благодаря новому исследованию мы смогли сравнить результаты этого года с прошлым и впервые посмотреть на динамику рынка рекламы в подкастах. Осмелюсь сказать, что мы сделали это одними из первых в России. Раньше можно было оценивать объём рекламных интеграций только исходя из данных различных компаний и исследовательских центров, которые брали разные методологии в разные годы. По этой информации довольно сложно было делать выводы по индустрии в целом.У нашего исследования тоже есть ограничения, оно не безупречно. Мы взяли лишь самые популярные подкасты, лишь за первый квартал 2023-го, лишь на одной площадке (пусть и крупнейшей). Но без формирования выборки в такой сложной работе никак не обойтись: всё-таки изучать вручную свыше тысячи выпусков разных подкастов — это немалый труд. Надеюсь, бизнес присмотрится к нашим выводам, ведь более прозрачная и подробная информация в России пока вряд ли найдётся.

Кирилл Краснов
Руководитель отдела подкастов «Лайфхакера»

Пользователи всё больше хотят погружаться в истории: впервые мы заметили эту тенденцию, увидев на сервисе рост интереса к аудиокнигам. Cейчас этот тренд также отражается и в подкастах. Например, увеличивается популярность отдельных категорий — историй и тру-крайма. В нарративные подкасты всё чаще приходят рекламодатели.По моему мнению, за подкастами в этом году утвердилась роль интересного и эффективного рекламного инструмента: новые бренды активно тестируют этот формат. Например, первое место среди рекламодателей заняла косметическая компания L’Oréal с брендом VICHY, а ведь в прошлом году товары для красоты и здоровья не входили в топ. Я надеюсь, подобная динамика принесёт индустрии ещё больше крутых авторов.

Анастасия Лясникова
Редактор раздела подкастов и книг «Яндекс Музыки»

Причины, по которым в 2023 году стало меньше подкастов и их эпизодов, в целом понятны: с одной стороны, это отток кадров, с другой — экономическая нестабильность. Скорее всего, эта просадка отыграется через некоторое время. При общем уменьшении количества контента число интеграций выросло, и это не может не радовать. Реклама встраивается в любые тематики и форматы, однако исследователи отметили, что не все вставки коррелируют с контентом и поэтому могут вызывать диссонанс. Особенно если учитывать, что чаще всего бренды упоминаются в середине выпуска. Феномен «10-й минуты» подкаста можно связать с объёмом внимания человека, которое рассеивается уже к 15-й в лучшем случае. Это сигнал для производителей контента о том, что начало должно быть максимально динамичным, чтобы довести аудиторию до заветного «мидролла».

Камилла Нигматуллина
Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ

Вам понравится

Nectarin
12.04.2024
TOR Media
27.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?