«Конструктивизм»: НРА выпустил ежегодный индустриальный отчет
Конструктивизм — непродолжительный, но очень яркий период в российской культуре начала XX века. Искусство переходной эпохи, искусство, которое подвело черту между классикой и современностью, между старым и новым, между историей и действительностью. Наша индустрия, как и общество в целом, сегодня проводят точно такую же границу: бесконечный цикл перемен окончательно дал понять, что возвращение к привычным механизмам невозможно — впереди что-то совершенно новое.
Алексей ТолстоганГенеральный директор НРА
Отчет разделен на три смысловых блока: «Фундамент», «Опора» и «Свод».
«Фундамент» — основные тенденции развития ТВ-рекламной индустрии в 2023 году
Вслед за российской экономикой, которая по итогам первых трех кварталов 2023 года по многим показателям развивалась лучше прогнозов, рекламная индустрия также превосходит ожидания экспертов рынка. Тематический и региональный сегменты продолжают опережать федеральный по динамике к прошлому году, в целом ТВ-рекламный рынок завершил январь — сентябрь 2023 с положительной динамикой.
Доля отечественных рекламодателей на рынке продолжает расти: в январе — сентябре 2023 года она составила 90%. Причем этот рост происходит во всех сегментах по объему бюджета без исключения. Топ-20 рекламодателей в первые три квартала 2023 года полностью состоял из российских компаний. На ТВ продолжают приходить новые бренды. В январе — сентябре 2023 года на ТВ разместились 609 новых и вернувшихся рекламодателя. Наиболее активны категории «продукты питания», «досуг и развлечения» и «автомобили» (включая автодилеров).
Новые и вернувшиеся к размещению рекламодатели больше склонны вкладываться в брендинговую рекламу, поскольку это совпадает с их актуальными бизнес-целями по информированию целевой аудитории о своем продукте и росту узнаваемости бренда. Доля бюджетов имиджевых креативов новых и вернувшихся рекламодателей в январе — сентябре 2023 года на федеральном ТВ составила 71% (имиджевая реклама и реклама сайтов). В товарных категориях «продукты питания», «легковые автомобили», «туризм и отдых», «досуг и развлечения», «фарма», «стройматериалы и оборудование» более 95% бюджетов новых и вернувшихся рекламодателей инвестировали в брендинговую рекламу.
Региональное ТВ можно по праву назвать акселератором роста российского бизнеса. Благодаря своему охвату, возможностям геотаргетинга и более низкому по сравнению с федеральным ТВ порогом входа, оно помогает локальному бизнесу масштабироваться до федерального масштаба.В январе — сентябре 2023 года количество новых и вернувшихся локальных рекламодателей достигло 473, 58 региональных компаний увеличили географию размещения, 407 нарастили бюджет.
«Опора» — перестройка потребительских ценностей
Потребитель находится в процессе фундаментальной перестройки ценностей. Они коснулись не только того, что мы покупаем или куда ездим отдыхать — перемены затронули экзистенциальные смыслы: кем мы себя видим, как формулируем цели, желания и мечты, что считаем плохим и хорошим, правильным и неправильным. Внутренние изменения находят отражение в потреблении, в то время как внешние факторы влияют на него все меньше.
По результатам исследования, которое НРА провел в сентябре 2023 года, большинство россиян запланировали покупки в течение года практически во всех потребительских категориях. Подавляющее большинство респондентов планируют покупать одежду и обувь (91%), парфюмерию и косметику (76%), медицинские товары и услуги и товары для красоты и здоровья (по 75%). В списках покупок на год также товары длительного пользования: мебель и предметы интерьера, бытовая техника, смартфоны, компьютеры, авто, квартиры, дома и загородные участки.
«Покупай российское» — мощный и быстрорастущий тренд. У 73% потребителей есть любимые российские бренды. 70% россиян целенаправленно покупают товары российского производства, 45% «открыли» для себя отечественные бренды за последний год и теперь регулярно их покупают, а каждый второй потребитель (48%) стал лучше относиться к отечественным производителям.
Потребительский рынок обновляется — россияне чаще всего регулярно покупают новые для себя отечественные бренды в FMCG-товарах: продуктах питания (71%), напитках (45%), одежде и обуви (43%), бытовой химии (35%) и парфюмерии/косметике (28%).
Всё чётче прослеживается запрос потребителя на информацию о брендах. Человеку недостаточно знать, сколько стоит товар и где его купить — он заинтересован в эмоциональной связи с продуктом.
«Свод» — правила нового рекламного рынка
Россияне все чаще выбирают гибридную модель медиапотребления: total video-контент на ТВ и в интернете. Большинство респондентов обращается к обоим источникам информации не реже нескольких раз в неделю. Развитие видеоконтента — главный технотренд в российской повестке за последние десять лет, превосходящий по популярности такие тренды, как, например, планирование бизнес-процессов, формирование стратегии привлечения и удержания потребителей, развитие инструментов онлайн-маркетинга, облачные технологии и рост популярности мессенджеров.
Растет востребованность технологичной рекламы у потребителей и рекламодателей. 49% потребителей хотя бы раз взаимодействовали с «продвинутой» рекламой: с динамическими QR-кодами, изменением креатива в зависимости от времени суток, местоположения или погоды. 94% из них с большей вероятностью купят бренды, использующие технологичные рекламные инструменты. 94% потребителей более благосклонно относятся к брендам, которые используют QR-коды в рекламе, и с большей вероятностью приобретут такие бренды.ТВ — самый сильный инструмент для построения бренда.
Я думаю, ближайшие 2–3 года станут определяющими для индустрии. Нам, как ее участникам, предстоит дальше выстраивать рынок, совершенствовать его механизмы. Уверен, что период будет конструктивным и что нас ждет интересное, успешное будущее. Его фундаментом станет время нового конструктивизма. В прошлом веке именно это быстротечное направление стало отличительной чертой российского искусства, прославило его и заложило основу для развития на долгие годы.
Алексей ТолстоганГенеральный директор НРА
Полная версия индустриального отчета НРА доступна для скачивания по этой ссылке.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Что заставляет людей в 2024 году раскупать миллионные тиражи печатных газет, какие отечественные телешоу стали самыми влиятельными, чем обернулось для видеопортала Rutube замедление YouTube, почему пресс-релизы — это «новый черный» и каким соискателям рады в отделах кадров медиакомпаний. ADPASS побывал на Московском медиафестивале (ММФ), который за два дня почти 50 тысяч человек, и отобрал актуальные и интересные выступления экспертов медиаотрасли.
Что такое контент-маркетинг? Контент-маркетинг представляет собой маркетинговую стратегию, ориентированную на создание, публикацию и распространение ценной и релевантной информации. Основная цель этого подхода — привлечь, удержать и вовлечь целевую аудиторию, чтобы в конечном итоге стимулировать их к нужным действиям. В отличие от традиционной рекламы, контент-маркетинг направлен на создание доверительных отношений и предоставление полезной информации.