Как систематизировать процесс принятия управленческих решений?
Сколько решений вы принимаете ежедневно?
Каждый день мы принимаем кучу решений. У каждого решения есть свои последствия и эффекты. Если мы решаем пить чай или кофе — в целом последствия и эффекты будут примерно одинаковые. Следующее решение — в какой ВУЗ поступать. Это уже решение более серьезное, оно может сильно повлиять на всю дальнейшую жизнь. Жениться или нет — еще сильнее скажется на вашей судьбе. Аналогичная история и с бизнесом — каждое решение имеет свои эффекты и влияние на ваш бизнес и на вас.
Все эти решения можно принимать спонтанно и интуитивно. И в большинстве случаев это либо совсем не важно (как чай, кофе), либо очевидно (на светофоре мы идем на зеленый, а на красный стоим). Но можно принимать решения и по-другому.
Есть решения, которые являются развилкой. Ключевые решения, формирующие вашу жизнь. В эти моменты надо бы остановиться и все хорошенько просчитать, продумать все эффекты, последствия, какую цену я заплачу за эти решения.
Так как улучшить процесс принятия управленческих решений?
Методика простая:
-
Cформулируйте письменно вопрос.
-
Cоберите все альтернативы решения.
-
Оцените их по различным параметрам.
-
Выберите 2–3 основных варианта.
-
Сформулируйте конечное решение (возможно с комбинацией этих решений).
Теперь пройдемся подробнее:
Сформулируйте письменно вопрос
Письменный и устный язык — это совершенно разный способ мышления. Устный язык позволяет многие вещи скрывать. Письменный язык позволяет показать сразу недостатки и неточности мышления.
Зафиксируйте проблему или вопрос, который вы решаете.
Соберите все альтернативы решения
Укажите различные варианты решения проблемы. Не думайте сейчас о ресурсах, трудностях — просто пишем все, что может быть решением данной проблемы.
Оцените их по различным параметрам
Это самое главное. Оцените от 1 до 5 (5 — хорошо, 1 — плохо) следующие параметры:
-
Сложность реализации.
-
Стоимость решения в рублей.
-
Ценность для решения задачи.
-
Вероятность результата.
-
Ваша чуйка (насколько вы чуете, что это оно самое решение).
-
Детали выполнения — пункты кратко по реализации данного решения.
Выберите 2–3 основных варианта
Проанализируйте все варианты и отсейте те, где много 1,2,3 оценок (тут думаю не следует сильно формализовывать процесс — сами определитесь с вариантами исходя из своей ситуации и здравого смысла).
Сформулируйте конечное решение
Примите решение и зафиксируйте его. Здесь будет комбинация из элементов вашей таблицы.
Долгоиграющие вопросы и решения
Этот подход хорош еще тем, что вы можете вернуться к этому вопросу позднее и еще раз проверить ход своей мысли.
Для бизнеса есть куча вопросов, к которым надо возвращаться из раза в раз:
-
как увеличить выручку;
-
как уменьшить расходы;
-
как повысить производительность;
-
как увеличить охват;
-
как уменьшить процент брака и так далее.
Вы можете однажды решить вопрос через такой подход и затем вернуться с к нему через полгода с новым пониманием и подумать — что можно еще сделать на этом поле.
Заключение
Большинство решений не требуют особых раздумий. Мы их принимаем на автомате. Но есть вопросы, над которыми надо основательно подумать.
Чем качественнее будет процесс принятия решений, тем меньше нам надо будет расхлебывать последствия своих неправильных непродуманных решений.
Лучшее в блогах
Вам понравится
На этой неделе Mercedes-Benz представил новый электрический «Гелик» в стиле 1990-х. На прошлой Victoria’s Secret вернулась из бодипозитива к своим знаменитым «ангелам» из 2000-х, а британский канал ITV объявил о перезагрузке десятка популярных шоу из прошлого. Это звенья одной цепи под названием ностальгический маркетинг, главной целевой аудиторией которого являются не зацикленные на прошлом представители поколений игреков и иксов, а бумеры и альфы.
Семья — уже устоявшийся образ в рекламе. Но иногда это искренние и тёплые эмоции, а иногда — пластиковые улыбки. Члены жюри международного фестиваля рекламы Red Apple из Индонезии, Индии и Мексики рассказали, какие семьи можно увидеть в рекламе разных стран и поделились сильными и слабыми сторонами этого образа. Давайте разбираться, где маркетологи «переборщили с майонезом», а где попали в точку.