Издатели ждут от Трампа трафика: Институт изучения журналистики Reuters определил главные тенденции и угрозы СМИ в 2025 году
Институт изучения журналистики Reuters представил ежегодный прогноз «Тенденции и прогнозы в области журналистики, СМИ и технологий — 2025», составленный на основе опроса паблишеров и главредов из более чем 50 стран мира. Они стали оптимистичнее смотреть на будущее своих изданий, ожидая от правления Дональда Трампа всплеска информационного трафика. Основным врагом и одновременно партнером топы СМИ видят искусственный интеллект. ИИ встраивается в поисковики и рассказывает читателям новости без перехода на сайты изданий. Но та же технология здорово помогает им автоматизировать рутинные процессы. Другие вызовы они видят в продолжающемся падении трафика из соцсетей и снижении темпов роста доходов от подписок.
The Reuters Institute for the Study of Journalism (RISJ) — это исследовательский институт, основанный при Оксфордском университете в Великобритании. Он был создан в 2006 году при поддержке фонда Thomson Reuters для проведения исследований и анализа в области журналистики, медиа и их влияния на общество. RISJ занимается изучением различных аспектов работы журналистов, включая этические вопросы, изменения в медиапотреблении, влияние цифровых технологий и новые бизнес-модели в сфере медиа.
Масштаб исследования
При подготовке исследования аналитики центра опросили 326 главных редакторов, управляющих и генеральных директоров цифровых изданий из 51 страны.
Лишь четверо из десяти (41%) опрошенных медиа-руководителей высшего звена выразили уверенность в перспективах журналистики как отрасли в 2025 году. Это меньше показателя прошлого года (47%) и 2022 года, когда оптимистично смотрели в будущее журналистики 60% респондентов.
Но несмотря на общее снижение уверенности в отрасли, руководители стали более позитивно оценивать перспективы своих собственных компаний. Если в 2023 году только 44% респондентов были уверены в успехе своего бизнеса, то сейчас этот показатель вырос до 56%.
«Многие издатели готовятся к росту трафика на фоне ожидаемого хаоса второго президентства Трампа, другие сообщают о продолжающемся росте онлайн-подписок, в то время как третьи по-прежнему считают, что быстрый рост ненадежного (фейкового или непроверенного) контента, созданного искусственным интеллектом, может вернуть аудиторию надежным медиа» — говорится в отчете.
Вопрос: Насколько вы уверены в перспективах журналистики в следующем году?
Тенденции в области новостных СМИ в 2025 году: угроза поисковому трафику со стороны ИИ
Одним из аспектов, вызывающих обеспокоенность медиаменеджеров в 2025 году, стало падение поискового трафика на фоне постоянных изменений алгоритмов Google и запуска AI Overviews (обзоров новостей, созданных искусственным интеллектом, а также развития других инструментов на основе ИИ.
Три четверти респондентов (74%) заявили, что их издания беспокоит возможное снижение реферального трафика из поисковых систем в этом году. При этом 21% респондентов эта проблема особо не волнует, а 3% — совсем не волнует.
Издатели отказываются от X и Facebook, но инвестируют в Bluesky и видеоплатформы
Согласно исследованию, издатели фиксируют масштабное падение трафика из соцмедиа: за последние два года количество переходов с Facebook сократилось на 67%, из X (ранее Twitter) — 50%, а из Instagram* — на 26%.
В ответ на эти тенденции издатели в 2025 году будут прилагать больше усилий для выстраивания отношений с ИИ-платформами, такими как ChatGPT и Perplexity. А поскольку внимание потребителей контента переключается на видео, издатели также планируют увеличивать присутствие на YouTube, TikTok, в Instagram и Bluesky.
Вопрос: Будете ли вы вкладывать больше или меньше усилий в следующие платформы в наступающем году?
Тенденции доходов новостных СМИ в 2025 году
Наиболее важным источником доходов цифровых медиа 77% респондентов назвали подписки или членство, на втором месте реклама (69% опрошенных), на третьем (59%) нативная реклама (спонсорский контент).
Вопрос: Какие из следующих цифровых источников дохода, вероятно, будут важны или очень важны для вашей компании в 2025 году? — выберите все подходящие варианты
«У тех издательств, которые работают по модели подписки или членства, валовые показатели продолжают расти, но в частном порядке многие респонденты говорят нам, что темпы роста замедлились и что во многих случаях это не компенсирует быстрое снижение доходов от печати», — отмечается в отчете Института изучения журналистики Reuters.
Сложившаяся ситуация заставляет издателей расширять свою аудиторию. 42% опрошенных заявили, что рассматривают возможность запуска в 2025 году продукта, ориентированного на молодежь, 29% — говорят о возможном запуска игрового продукта, а 26% — продукта, связанного с образованием.
Вопрос: В какие из следующих новых продуктов/услуг, если таковые имеются, вы планируете инвестировать в этом году?
Что редакции планируют делать с ИИ в 2025 году
Большинство респондентов заявили, что редакции новостей частично (63%) или полностью (24%) трансформируются благодаря генеративному ИИ. Почти все опрошенные (96%) заявили, что планируют с помощью ИИ автоматизировать бэкэнд изданий, например тегирование и транскрипцию.
Вопрос: Насколько важными будут следующие виды использования ИИ и генеративного ИИ для вашей компании в 2025 году?
Что касается фронтэнда, то основной интерес издателей привлекают ИИ-инструменты преобразования текста в аудио (75%), инструменты реферирования (70%), перевод (65%), а также чат-боты и новые поисковые интерфейсы (56%),
Вопрос: Какие из следующих ориентированных на аудиторию ИИ-решений вы будете активно изучать в 2025 году?
* продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)