Исследование Rambler&Co: каждый четвертый россиянин занят в креативных индустриях
Согласно опросу 21% творческих специалистов не привязывают себя к одной сфере экономики.
В последние годы интерес
к креативным индустриям* высокий — о них говорят на деловых мероприятиях (ПМЭФ,
ВЭФ), проводятся масштабные фестивали и форумы («Таврида.АРТ», Russian Creative
Week). Аналитики медиахолдинга Rambler&Co узнали, изменилось ли у интернет-пользователей представление об этом сегменте экономики, опросив более
220 тысяч респондентов.
Деятельность почти
четверти (23%) опрошенных россиян связана с креативными индустриями. Остальные
77% трудятся в других сферах. Из тех, кто занят в креативе, 21% респондентов затруднились назвать свою точную профессиональную
область, так как заняты на данный момент или уже успели поработать в нескольких
компаниях с разной направленностью бизнеса. 19% устроены в креативных отделах на производствах, 13% — в IT, столько же — в сфере культуры и искусств, 11% — в государственных организациях. Каждый десятый занят в маркетинге и PR, 8%
связаны с архитектурой и дизайном, 5% — с медиа и журналистикой.
40%
Большинство участников опроса, работающих в креативных индустриях, получили соответствующее образование в университете.
Около трети (31%) пришли в творческую профессию с другой специальностью, 20% ответили, что нынешние навыки приобрели на практике,
9% обучались на онлайн-курсах.
При этом 39% россиян уверены,
что для креатива обязательно нужны способности к творчеству, а 29% — постоянная
практика. 19% считают, что у креативных специалистов особый склад ума с рождения, 13% верят в обучение этому навыку, как есть в любой другой
профессии. Респонденты, которые не заняты в креативных индустриях, поделились предположениями о должностных
обязанностях специалистов творческих профессий. Большинство оказались правы:
49% ответили, что они придумывают идеи, концепты, технологии, еще 23% назвали
их задачей — поиск наиболее эффективных и не всегда стандартных решений.
Остальные склонны верить стереотипам. Так, 13% считают, что в креативных
индустриях в основном пишут тексты и делают презентации, 11% заявили, что эта
работа всегда связана с рекламой, 4% — с конференциями и премиями.
По мнению сотрудников
других сфер, креативные специалисты могут быть востребованы везде — так
ответили 36% россиян. Почти треть (29%) уверены, что только в области
маркетинга и PR, 8% — в архитектуре и дизайне, 7% — в IT. По 6% назвали три
сферы — медиа и журналистику, различные производства, культуру и искусство и 2%
– госслужбу.
Более половины (57%)
респондентов других профессий не заинтересованы перейти в одну их креативных
индустрий из-за отсутствия навыков и интереса. 19% мотивируют свой отказ
высоким уровнем стресса в этой сфере. Однако почти каждый четвертый (24%) хотел бы сменить свою на творческую профессию: из них 14% заявили, что готовы
делиться идеями, а 10% — больше зарабатывать.
Опрос проходил на портале «Рамблер» со 2 по 9 сентября 2022 года, охват составил более 220 тысяч
человек, среди которых 70% мужчин и 30% женщин.
*Креативные индустрии —
это сектора экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется
за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную
собственность.