17.05.2023, 10:26

Илон Маск: удалёнка — это bullshit

Илон Маск, никогда не тративший деньги на рекламу своих автомобилей, ракет и спутников связи, передумал. Вчера на заводе Tesla в Остине ему пришлось отвечать на неприятные вопросы акционеров, недовольных падением своих доходов. Экономический кризис, конкуренция со стороны всей остальной автоиндустрии, постепенно переходящей на электродвигатели, привели к тому, что с конца 2021 года стоимость акций главного производителя электромобилей упала более чем вдвое. После собрания акционеров он дал часовое интервью телеканалу CNBC, в котором по сути признал, что сарафанное радио Tesla работает все хуже, компании необходим традиционный маркетинг, чтобы расширить потребительскую аудиторию. Самый богатый человек в мире раскрыл некоторые подробности появления ChatGPT, своей дружбы с основателем Google, последних скандалов с Twitter и выразил отношение к рабочему классу, «классу ноутбуков» и работе на удаленке.

Илон Маск о рекламе

Маск раскритиковал действия ФРС и сказал акционерам, что следующие 12 месяцев будут трудными для Tesla с макроэкономической точки зрения из-за повышения регулятором процентных ставок, сокращающих потребительские бюджеты. Это напрямую отражается на компании из-за роста процентов по автокредитам.

Tesla сама себя продвигает все хуже, вокруг нее уже нет того ореола вечного роста и непотопляемости, как пару лет назад, конкуренция со стороны всего остального автопрома растет. Это тревожит акционеров. Один из инвесторов спросил у главного исполнительного директора Маска, как тот собирается переломить ситуацию.

Мы попробуем немного рекламы и посмотрим, что получится», — пообещал Маск.

В последовавшем интервью CNBC он заявил, что вложения в рекламу могут быть способом выйти за пределы существующей пользовательской базы Tesla.

Стоит попробовать, и мы увидим, насколько это эффективно, — сказал Маск. — Я только что согласился на это, так что это не полностью сформированная стратегия».

Само по себе такое решение является большим сдвигом для компании, которая с момента создания избегала традиционного маркетинга, не платила ни копейки за рекламу на телевидении, радио или в печати и при этом росла как на дрожжах целое десятилетие. Вокруг компании сложился культ исключительности, она всегда гордилась тем, что ее поклонники говорят о своих автомобилях. Теперь ей придется подумать о своих предметах поклонения, как об обычных продуктах.

Маск уже использовал Twitter, который он купил и возглавил в октябре 2022 года, в качестве маркетингового инструмента для Tesla. И судя по тому, кому он только что отдал свое место гендиректора соцсети, Маск питает большие надежды на этот канал продвижения и вообще новой рекламной модели, охватывающей все его активы, которую должна предложить Линда Яккарино, которую он переманил у медиагиганта NBCUniversal.

Илон Маск о Twitter

Маск раскрыл некоторые детали покупки бигтеха. Он считает, что буквально спас соцсеть, так как на момент закрытия сделки у Twitter был отрицательный годовой денежный поток в размере $3 млрд, а на счетах в банке всего $1 млрд:

Это было что-то вроде телепортации в самолет, который пикирует к земле с горящими двигателями и неработающими органами управления».

Теперь уже бывший гендир соцсети признал, что функция «Заметки сообщества» в Twitter обошлась Twitter в $40 млн. Два крупных клиента (Маск не раскрыл их) были обижены плохой модерацией и срезали расходы на соцсеть после того, как на них посыпались обвинения в ложной рекламе.

Маск также сказал, что он продолжит высказываться в Twitter, даже если это заставит некоторых рекламодателей покинуть платформу:

Я говорю, что хочу, и если последствия этого — потеря денег, пусть будет так».

Илон Маск о ChatGPT и Ларри Пейдже

Свое участие в создании разработчика ChatGPT компании OpenAI Маск объясняет тем, что его не устраивала монополия Google. Проект замышлялся как некоммерческая альтернатива растущему доминированию Google в области искусственного интеллекта. Маск выразил разочарование тем, что компания отказалась от своих некоммерческих корней.

Благодаря мне существует OpenAI».

Раньше, как выясняется, они были дружны с одним из двух основателей Google Ларри Пейджем, но их поссорили машины и этика. «Последней каплей стало то, что Ларри назвал меня „видовиком“ (на программистском сленге — это создающий вид, то есть дизайнер. — ADPASS) за то, что я придерживаюсь прочеловеческого сознания, а не машинного».

Илон Маск о лэптоп-классе

Маск в очередной раз выразил свое отношение к удаленке и изнеженным представителям «креативного класса» (кстати, большим поклонникам и потребителям Tesla). Сам он берет только два или три выходных дня в году, работает семь дней в неделю и спит шесть часов в сутки.

Tesla после пандемии и удаленки

Говорят, что в Tesla не хватает рабочих столов после того, как Маск пригрозил уволить удаленных сотрудников. Маск ввел для Tesla строгую политику возврата в офис в июне 2022 года.

До пандемии Tesla была более открыта для удаленной работы, рассказали CNBC рабочие. Но после covid Маск занял жесткую позицию в отношении удаленной работы и других профилактических мер, таких как ношение масок. Компании не хватало места и ресурсов, чтобы вернуть многих своих сотрудников в офисы в Сан-Франциско.

После приобретения Twitter Маск установил такую же строгую политику в соцсети.

Поэтому Маск считает морально неправильным для «живущих в Ла-Ла Лэнде» людей из «класса ноутбуков», то есть офисных работников, выступать за работу из дома, в то время как работники сферы обслуживания и производства, все еще должны присутствовать лично. И «морально неправильно» еще мягко сказано — это просто «полное дерьмо» (bullshit), заявил он.

Если вы хотите работать в Tesla, вы хотите работать в SpaceX, вы хотите работать в Twitter — вы должны приходить в офис каждый день».

Авторы:
Юля Троцкая
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram