В аэропорту Пашковский (г. Краснодар) в ноябре проходит новая рекламная кампания бренда SAPPHIRE: в зале выдачи багажа внутреннего терминала размещены два крупных лайтбокса (размером 3×2 м), расположенные между багажными лентами.
Пиар — это установление и поддержание эффективных отношений с нужными людьми.
Жан-Пьер Бодуан
Часто заказчики требуют у пиарщиков метрики оценки пиар-деятельности, чтобы как то оценить получаемый результат и удалось ли достичь поставленные бизнес-задачи. Да и самому пиарщику оценка своей деятельности пригодиться, чтобы находить мотивацию, а также в дальнейшем упаковывать проекты в успешные кейсы для собственного портфолио.
Давайте рассмотрим, какие основные запросы поступают к пиарщику, и какие основные возражения с точки зрения измерения эффективности к ним можно применить.
Условно все запросы, которые поступают пиарщику, можно разделить на 4 категории:
«Хочу большое количество публикаций». Тут надо понимать, что количество не равно качество. Что дают эти публикации бизнесу, какой доход приносят?
«Хочу в Forbes». А ваша целевая аудитория точно читает Forbes, на что мотивируют её эти публикации?
«Хочу как у Тинькофф». Да ориентир хороший, но хватит ли у вас бюджета на такой пиар?
«Хочу рост подписчиков». Уже знаем, количество не равно качество, все ваши подписчики являются вашими покупателями?
Проанализировав эти категории запросов, мы видим, что эффективность пиара в них совсем не отражена. Можно измерить количество публикаций, охват аудитории, индекс цитируемости или влиятельность СМИ, тональность или медиаиндекс — это все рабочие инструменты, но порой они не дают представление об эффективности пиар-компании, так как не решают изначально поставленных задач или работают не на целевую аудиторию. С помощью десятка инструментов и сервисов можно в среднем просчитать эффективность, но что это даст компании, если PR не достиг поставленных перед ним целей и показателей?
Так давайте же составим пошаговый план, как определить эффективность пиара.
Тут необходимо просмотреть все стратегические документы, провести разговор с менеджерами и с руководящим отделом. Важно проанализировать всю историю бизнеса: куда движется компании, что важно для неё в данный момент, с какими проблемами она сталкивается, какие приоритеты ставит компания и на какой период.
Эффективность команды можно анализировать, сравнивая вложенные в кампанию ресурсы с выполненными задачами и достигнутыми целями. Оценивать результативность процесса можно по следующим параметрам:
число СМИ, которые опубликовали контент о компании;
число материалов, которые вышли на главных страницах медиа или в самых посещаемых разделах;
число задействованных в публикации экспертов и лидеров мнений.
Определить какие инструменты есть или необходимо ввести в компании для ведения работы в СМИ, в соцсетях и с сайтом/блогами. Это могут быть охваты, статистика Google, Яндекс и прочее.
Составляем список метрик, прописываем целевые значения и период их достижения. Нашими задачами в этом случае могут быть улучшение репутации или желание стать более заметными среди конкурентов. Использовать можно следующие метрики: количество публикаций, охват, упоминание в целевых СМИ, доля негативных упоминаний в СМИ, доля наших упоминаний в общей массе СМИ.
На данном этапе каждой метрике выгружаем свои данные и данные конкурентов; определяем среднеотраслевые, минимальные и максимальные значения; ставим себе kpi.
Например, достичь определённого значения или перерасти конкурента.
Первоначально на этом этапе создаем единый информационный документ, доступный всей команде. Далее прописываем каждую метрику: откуда она берётся, как считается, кто вносит данные и как часто. И дальше по каждой метрике записываем исходные данные.
Хороший пример такой матрицы — матрица AMEC.
Качество пиара — это как раз результат работы метрик, которые вы применили, то как они помогли решить задачу.
Конечным же результатом является польза, принесенная бизнесу PR-компанией.
В аэропорту Пашковский (г. Краснодар) в ноябре проходит новая рекламная кампания бренда SAPPHIRE: в зале выдачи багажа внутреннего терминала размещены два крупных лайтбокса (размером 3×2 м), расположенные между багажными лентами.
Между первым и вторым тюремными сроками Джеффри Эпштейн активно занимался обелением своей репутации в интернете. Опубликованная 12 ноября комитетом по надзору Палаты представителей США переписка показывает, как в 2010–2011 годах по поручению финансиста проводились манипуляции с поисковой выдачей Google и правилась «Википедия».