Детектив в стиле куар: какие последствия для рекламного рынка будет иметь акция ФБК
Реклама творческого новогоднего конкурса в наружной рекламе оказалась акцией запрещенной в РФ экстремистской организации-иноагента «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК). Вчера постеры псевдо-конкурса появились на конструкциях в том числе в Москве и Петербурге. Вскоре выяснилось, что размещенные на них QR-код и адрес интернет-домена перенаправляют пользователей на агитационный проект ФБК, посвященный выборам президента России. Московские власти уже потребовали не использовать QR-коды в макетах для наружки. Рекламораспространителям грозят штрафы в размере до 500 тыс. рублей или даже демонтаж конструкции, отмечают юристы.
Сайт на подмену
Плакаты псевдо-конкурса «Россия в Новом Году. 2024» были размещены на обычных щитах формата 3х6 метра. СМИ сообщили, что реклама появилась в трех городах — в Москве, Петербурге и Новосибирске. В прессе были опубликованы фотографии трех конструкций, в том числе одной на Ленинградском проспекте в Москве, принадлежащей оператору Gallery (этим летом поглощен группой Russ).
ADPASS обнаружил страницу конкурса «Россия в Новом Году. 2024» в соцсети «ВКонтакте». В описании мероприятия сообщается, что конкурс — «отличная возможность поделиться своим талантом и вдохновением». Организаторы мероприятия утверждают, что для тех, у кого есть «удивительные способности», конкурс — «идеальный способ проявить их». Такая же информация содержалась и на сайте, доменное имя которого было размещено на рекламных конструкциях: копия его страниц сохранилась в кэше «Яндекса».
Однако 7 декабря, когда была объявлена дата выборов президента России, посетители сайта конкурса стали автоматически перенаправляться на созданную ФБК экстремистскую страницу «Россия без Путина», сообщил «Коммерсант».
В группе Russ заявили, что проверяли креатив перед размещением плакатов. По словам представителя компании, изначально ссылка с QR-кода вела на всероссийский творческий конкурс, посвященный Новому году, но затем ее, видимо, заменили. «Демонтаж постеров произведен», — сказала представитель Russ в комментарии каналу RTVI. Видео демонтажа изображения на щитах позже появились в телеграм-каналах.
QR-коды под запретом
Сегодня телеграм-канал «Русская наружка» опубликовал копию факсограммы московских властей, датированную 7 декабря и предписывающую не использовать QR-коды в макетах для наружной рекламы. Операторы наружной рекламы — группа Russ, компания Maer и четыре источника на рекламном рынке, подтвердили «Коммерсанту» подлинность этого документа.
В факсограмме за подписью руководителя департамента СМИ и рекламы столичного правительства Ивана Шубина власти просят всех рекламораспространителей, размещающих наружку в Москве, «при согласовании дизайн-макетов исключить использование QR-кодов». «Размещение такого кода, используемого как ссылка на интернет-ресурс, содержащий различный и возможный к изменению контент, может содержать информацию, нарушающую закон `О рекламе`, особенно принимая во внимание повышение хакерских атак и взлом информационных систем и сайтов», сказано в факсограмме. Чиновники пригрозили нарушителям закона административной ответственностью.
ADPASS обратился в департамент СМИ и рекламы с просьбой подтвердить подлинность документа, опубликованного в «Русской наружке». Представитель ведомства заявил, что не комментирует данный вопрос, поскольку «он связан с текущей деятельностью департамента, направленной на строгое соблюдение действующего законодательства».
В Russ назвали «правомерными» рекомендации московских властей, «принимая во внимание учащение хакерских атак, попыток взлома систем, переадресацию и фальсификацию QR-кодов на уже размещенных макетах». Представитель компании рассказал РБК, что доля конструкций, на которых размещают QR-коды, минимальна — до 2%.
Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов сообщил «Коммерсанту», что в российском законодательстве о рекламе нет прямых запретов на размещение QR-кодов. Он считает, что до принятия новых поправок административная ответственность, скорее всего, будет приравнена к ненадлежащему размещению. По мнению главы сервиса бронирования наружной рекламы All-billboards Андрея Байдужего, запрет QR-кодов потребует внесения изменений в закон «О рекламе» или законодательство на региональных уровнях.
В данном случае речь может идти о нарушении требований, установленных частью 2 статьи 19 закона «О рекламе», сказал ADPASS член «Деловой России» и экспертного совета по рекламе при Федеральной антимонопольной службе Дмитрий Крючков. Статья предусматривает несколько видов наказаний. В лучшем случае рекламораспространителю грозит штраф в размере 100-500 тыс. рублей. Более жесткий вариант — аннулирование разрешения на установку в связи с ее нецелевым использованием и последующий демонтаж конструкции.
Ведущий юрисконсульт юркомпании ЭБР Анна Сабрукова уточнила «Коммерсанту», что штраф для физических лиц может составит от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 4 тыс. до 20 тыс. рублей, и от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Требований к размещению наружной рекламы много, причём в разных городах они могут отличаться. Если планируете запускать наружку, нужно изучить все нюансы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы