Ритейлеры, производители, ESG-специалисты и профильные ассоциации примут участие в серии онлайн-дискуссий, оффлайн-воркшопах и бизнес-визите на производственную площадку с высокими экологическими стандартами. Спикеры обсудят улучшение операционной эффективности, а также рассмотрят яркие кейсы и тренды устойчивого развития в 2024 году. Среди участников «Магнит», «билайн», «Пятерочка» и другие.
Что такое ритейл
Содержание
Ритейл — что это простыми словами в торговле
Ритейл (от английского retail — розница) — это отрасль бизнеса, которая специализируется на розничной продаже товаров конечному потребителю. Продукция реализуется через оффлайн-магазины или онлайн-площадки с наценкой, размер которой зависит от ниши, уникальности товара, сложности его транспортировки и хранения, конкуренции в сфере, затрат на рекламу и других параметров. Задача ритейла — обеспечить широкий ассортимент товаров, которые доступны розничным покупателям.
Процесс выглядит следующим образом:
-
предприятие-ритейлер находит поставщиков товара — например, связывается с производителем напрямую или работает через дистрибьютора;
-
организовывает закупку товаров по оптовой цене, доставляет его на склад и распределяет по торговым точкам, если их несколько;
-
устанавливает розничную стоимость с учетом спроса и среднерыночного показателя, организовывает рекламу и реализует товары конечному потребителю (розничному покупателю).
Кто такой ритейлер
Ритейлер — это организация, которая закупает товары оптом через дистрибьютора или напрямую у производителя. Он обеспечивает транспортировку до своего склада и хранение продукции на его территории, разбирается с ценообразованием, формирует маркетинговую стратегию для продвижения закупленных позиций. Также он следит за остатками на складе и организовывает своевременные поставки, чтобы у конечного потребителя был постоянный доступ к нужным ему товарам. В качестве ритейлера может выступать, как крупное предприятие, например, сетевой гипермаркет, так и представители малого бизнеса — владелец торговой точки на рынке, продавец на маркетплейсе, нишевый интернет-магазин.
Практические примеры ритейла
Рассмотрим на примерах, как ритейл выглядит на практике.
Пример 1
Сетевой супермаркет закупает продукты напрямую на эко-ферме, организовывая ежедневную поставку свежих товаров. Он информирует покупателей об ассортименте, организовывает рекламу, проводит регулярные акции, чтобы привлечь внимание к продукции. Покупатели могут купить свежие продукты через любую торговую точку сети.
Пример 2
Онлайн-магазин одежды работает с дистрибьютором, который организовывает поставки товаров из-за рубежа. Ритейлер выбирает из ассортимента уникальные позиции, которых нет на российском рынке, и организовывает их продажу по розничной цене с доставкой во все регионы.
Пример 3
Продавец на маркетплейсе специализируется на продаже украшений и предметов быта ручной работы. Он налаживает каналы постоянных поставок, заключая контракты с мастерами, и организовывает рекламную кампанию для привлечения внимания к ассортименту. Закупленные товары распределяются по складам маркетплейса и доставляются конечным потребителям.
Пример 4
Клиника закупает лекарства у разных фармацевтических производителей напрямую, а также сотрудничает с дистрибьюторами, которые поставляют препараты, в том числе заграничные. Лекарства хранятся на складе клиники в условиях, которые отвечают требованиям к хранению, по мере необходимости они применяются для лечения пациентов. Клиника следит за тем, чтобы препараты не заканчивались на складе и организовывает своевременные поставки.
Пример 5
Интернет-магазин электроники заключает контракты с зарубежными производителями техники. Он организовывает поставки напрямую из компании, благодаря чему товары появляются в ассортименте быстрее, чем в других магазинах. Также отсутствие посредников позволяет снизить розничную цену на товары.
Виды ритейла
В зависимости от размера предприятия, вида обслуживания клиентов и каналов сбыта выделяют следующие виды ритейла.
Продуктовый
Продуктовый retail специализируется на продаже продуктов питания. Чаще всего они реализуются через гипермаркеты и супермаркеты — например, «Магнит», «Пятерочка», «ВкусВилл», «Лента», а также региональные сетевые предприятия. Также продукция может распространяться через торговые точки на рынках, мелкие магазины, палатки. Обычно продажа идет в оффлайн-магазинах, в то время, как онлайн-доставка организована в основном в крупных городах. Также через интернет продают нескоропортящиеся товары — например, консервы или бакалею.
Особенностью продуктового ритейла является то, что между закупкой у производителя или дистрибьютора и реализацией должен пройти минимальный промежуток времени из-за того, что большинство продукции имеет ограниченный срок годности. Процесс транспортировки и хранения требует особых условий — например, для перевозки используются фуры-рефрижераторы, на складах поддерживает температурный режим и определенная влажность.
Непродуктовый
К непродуктовому ритейлу относится розничная продажа всех товаров, кроме продуктов питания: например, автомобили, стройматериалы, электроника и бытовая техника, одежда, предметы гигиены, товары для творчества и рукоделия, живые растения и животные и многое другое. Большинство продукции не имеет жестких требований к перевозке и хранению, но часть товаров привязана к сезону. Так, легкая одежда и пляжные принадлежности хорошо продаются летом, елочные игрушки и снегоуборочная техника — зимой.
В качестве ритейлера непродуктового ассортимента могут выступать крупные и мелкие торговые точки оффлайн, интернет-магазины, продавцы на маркетплейсах. Обычно их доставляют даже в те регионы, которые расположены далеко от склада, поэтому ассортимент доступен всем жителям страны.
Стрит-ритейл
Street-retail — одна из разновидностей ритейла по месту продажи. В этом случае товары продают «на улицах» — в местах, расположенных близко к месту проживания потребителей. Обычно это магазины, размещенные на первом этаже многоэтажек, ларьки и киоски во дворах, рынки, торговые павильоны. В отличие от супермаркетов, такие точки специализируются на продаже товаров одной ниши — например, одежда, сувенирная продукция, бакалея, алкоголь и табачная продукция.
Главное преимущество для владельцев таких магазинов заключается в расположении последних на проходных местах, ввиду чего к ним легко привлечь внимание через вывески и выносные стенды. Однако из-за высокой стоимости аренды наценка на продукцию выше, чем в супермаркетах.
Сетевой
Сетевой ритейл — это продажа розничных товаров через сетевые магазины и супермаркеты. Торговые точки расположены в пределах одного города, в регионе или по всей стране: например, крупнейшие сетевики России — это «Пятерочка», «Ашан», «Лента». Такие магазины часто устраивают акции и распродажи для продвижения разных групп товаров, а из-за узнаваемости и доверия у них всегда высокий поток клиентов. У многих сетевиков дополнительно реализована система доставки.
Online-retail
Онлайн-ритейл — это продажа товаров через интернет. Для этого используются крупные маркетплейсы — например, Озон, Wildberries, KazanExpress, или через отдельные интернет-магазины. Продукция хранится на складах и доставляется клиенту после заказа — для этого используют транспортные компании или собственную логистическую службу. Цена на такие товары обычно ниже из-за отсутствия необходимости аренды физического магазина, доступ к ним есть даже у жителей небольших и отдаленных городов.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Wildberries в топе: площадка вместе с Amazon оказалась среди самых посещаемых маркетплейсов в мире. В прошлом году на нее ежемесячно заходили в среднем 350 миллионов раз. Грех не воспользоваться таким источником трафика: рассказываем, как шаг за шагом с минимальными вложениями открыть свой магазин и сделать первые продажи.