ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
02.11.2023, 16:04

Ассортиментная матрица: суть, примеры, формирование, анализ и корректировка

Что такое ассортиментная матрица магазина? Предлагаем пошаговую инструкцию по созданию товарной матрицы, а также анализу и корректировке матричного ассортимента для маркетплейсов.

Перед тем, как открыть магазин и начать продажи, необходимо, в первую очередь, определить и сформировать список товаров. При этом, важно компетентно управлять ассортиментом, внимательно и регулярно анализируя товарооборот с целью увеличения объемов продаж и получения максимальной прибыли.

Для этого, в торговле существует понятие ассортиментной (товарной) матрицы, речь о которой пойдет в данном материале.

Что такое товарная матрица

Товарная матрица — это документ с перечнем продукции торговой точки, имеющий сегментацию и подробное описание характеристик товаров, информацию о поставщиках, филиалах продаж и так далее.

Таким образом, ассортиментная матрица помогает продавцам понимать, что необходимо сбыть в первую очередь, как управлять поставками, а также, какие товары нужно выводить из ассортимента, а какие добавить.

ассортиментная матрица - фото

Главное преимущество матрицы — это возможность классифицировать продукцию и, в более удобной и понятной форме, отобразить каталог товаров. При этом стоит отметить, что это необязательный документ со строгими требованиями. Ее собирают в произвольном виде с учетом потребностей и особенностей бизнеса.

Зачем магазину матричный ассортимент

Матричный ассортимент магазина помогает:

  • Формировать и корректировать товарный ряд.

  • Классифицировать продукцию.

  • Вести товарный учет и планировать закупки.

  • Прогнозировать объем продаж.

Примеры ассортиментной матрицы

товарная матрица - фото

В данном примере собраны 2 вида товаров — продукты и одежда. Такое возможно, но нежелательно. Рекомендуется разделять категории товаров, если они входят в разные группы (например, съедобное и несъедобное). Тогда не появятся полупустые столбцы, как в примере.

Стоит отметить, что не обязательно делать товарно-ассортиментную матрицу визуально красивой. Чаще всего ее составляют просто в Excel, помечая основные характеристики продукции. Также, можно указать цвета, комплектации и экономические параметры, как в примере ниже.

матричный ассортимент - фото

Как составить товарную матрицу

Товарные матрицы составляются по различным методикам. Одна из них — это движение от нынешнего ассортимента и спроса.

Для того чтобы составить такой документ, необходимо выполнить следующие шаги:

  • Создайте Excel-документ и внесите в него весь список продукции магазина, попутно разделяя товары на группы и категории.

  • Добавьте цены, поставщиков и характеристики (например, доступные цвета, комплектации и так далее).

  • Разделите товары по ролям:

  1. Локомотивы — это товары постоянного спроса. К примеру, продуктовый магазин невозможно представить без хлеба, колбасы и сока.

  2. Сопутствующие — их покупают вместе с локомотивами. Например, к смартфону также требуется чехол, наушники и другие аксессуары.

  3. Статусные товары — стимулируют спрос и образуют ценовой контраст с локомотивами. Их задача — оттенить стоимость базового ассортимента. Примером статусного товара может быть подарочное издание книги.

  4. Заменители — это взаимозаменяемые товары (например, апельсины и мандарины).

  • Выделите роли и характеристики разными цветами, чтобы продавцы быстро находили нужные позиции в таблице.

Анализ товарной матрицы

В зависимости от типа товар может быть актуальным как полгода, так и в течение нескольких лет. По этой причине, матрицу, в среднем, пересматривают каждые 3–12 месяцев, чтобы своевременно изменять ассортимент и продвигать новинки, а устаревшие позиции выводить.

Для корректировки матрицы необходимо собрать данные по продажам за период (например, 3 месяца). Маркетологи часто используют АВС-анализ, при котором товары подразделяют на 3 группы:

  1. Категория «А» — товары, принесшие больше всего продаж. Их оставляют до следующей корректировки.

  2. Категория «В» — продукция, имеющая стабильный спрос, но приносящая меньше прибыли (не более 15%). Магазины пересматривают цены на них, а также уменьшают закупки.

  3. Категория «С» — товары, которые не продаются или имеют низкий спрос. Остатки распродают во время акций, и позиции выводят из каталога.

как составить ассортиментную матрицу - фото

Возможные ошибки при составлении матрицы

Магазины, впервые собирающие матрицы, часто совершают одинаковые ошибки, которые сводят выгоду от этой методики к нулю. Ниже представлен список таких ошибок.

Слишком широкий ассортимент. Не всегда большой каталог означает, что клиенты будут покупать много. Более безопасный вариант — постепенно расширять ассортимент с учетом спроса на те или иные позиции. В случае с онлайн-магазинами важнее сделать упор на качество карточек. Лучше создать 10 страниц с качественно проработанным описанием и фото, чем 100 карточек, не привлекающих внимание.

Отсутствие своевременного анализа и корректировки матричной таблицы. Матрица — это не константа. Ее нужно регулярно пересматривать, чтобы повышать продажи. Однако малый бизнес часто не занимается этим, из-за чего в каталоге остается категория «С», замедляющая товарооборот и не приносящая дохода.

Например, чтобы матрица отвечала сезонном спросу, необходимо каждый квартал корректировать ассортимент. Нельзя круглый год делать упор на летнюю одежду. Даже 90% скидки на плавки не дадут хорошего результата в январе.

Отсутствие разделения товарных категорий. Информативная и разноплановая матрица — это хорошо. Однако, в документе должна быть логика. Нельзя ставить вперемешку продукты, одежду, инструменты и так далее, поскольку менеджерам будет сложно анализировать и масштабировать таблицу в будущем.

Резюме

Товарно-ассортиментная матрица — это эффективный инструмент для управления продажами. Благодаря ей компании делают более взвешенные управленческие решения и быстрее реагируют на изменения спроса. Главное — ввести механизмы постоянного обновления матрицы, чтобы она отражала актуальное состояние ассортимента магазина.

Вам понравится

Origami
29.11.2023
Advertalyze
21.11.2023
Смарт Консалтинг
20.11.2023
Goose Gaming
08.11.2023