ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
02.11.2023, 16:04
Время чтения статьи — 6 мин.

Ассортиментная матрица: что это и как ее составить

Перед тем, как открыть магазин и начать продажи, в первую очередь необходимо сформировать список товаров. Это позволит компетентно управлять ассортиментом и продажами, и получать максимальную прибыль. Для этого в торговле существует понятие ассортиментной матрицы, речь о которой пойдет в данном материале.

Что такое ассортиментная матрица простыми словами

Ассортиментная (товарная) матрица — это документ с перечнем товаров торговой точки, имеющий сегментацию и подробное описание характеристик, информацию о поставщиках, филиалах продаж и так далее.

Такой документ помогает продавцам понимать, что необходимо сбыть в первую очередь, как управлять поставками, а также, какие товары нужно выводить из ассортимента, а какие добавить.

ассортиментная матрица - фото

Пример ассортиментной (товарной) матрицы

Главное преимущество товарной матрицы — это возможность классифицировать продукцию в более удобной и понятной форме. Строгих требований к составлению документа здесь нет и обычно его собирают с учетом особенностей бизнеса.

Зачем магазину матричный ассортимент

Матричный ассортимент магазина помогает:

  • формировать и корректировать товарный ряд;

  • классифицировать продукцию;

  • вести товарный учет и планировать закупки;

  • прогнозировать объем продаж;

Примеры ассортиментной матрицы

товарная матрица - фото

В данном примере собраны 2 вида товаров — продукты и одежда. Такое возможно, но нежелательно. Рекомендуется разделять категории товаров, если они входят в разные группы (например, съедобное и несъедобное). Тогда не появятся полупустые столбцы, как в примере.

Стоит отметить, что не обязательно делать товарно-ассортиментную матрицу визуально красивой. Чаще всего ее составляют просто в Excel, помечая основные характеристики продукции. Также, можно указать цвета, комплектации и экономические параметры, как в примере ниже.

матричный ассортимент - фото

Как составить товарную матрицу

Теперь переходим к вопросу, как составить ассортиментную матрицу. Создать этот документ можно по различным методикам. Одна из них — движение от нынешнего ассортимента и спроса.

Формирование ассортиментной матрицы включает следующие шаги:

  • создайте Excel-документ и внесите в него весь список продукции магазина, попутно разделяя товары на группы и категории;

  • добавьте цены, поставщиков и характеристики (например, доступные цвета, комплектации и так далее);

  • разделите товары по ролям:

  1. локомотивы — это товары постоянного спроса. К примеру, продуктовый магазин невозможно представить без хлеба, колбасы и сока.

  2. сопутствующие — их покупают вместе с локомотивами. Например, к смартфону также требуется чехол, наушники и другие аксессуары.

  3. статусные товары — стимулируют спрос и образуют ценовой контраст с локомотивами. Их задача — оттенить стоимость базового ассортимента. Примером статусного товара может быть подарочное издание книги.

  4. заменители — это взаимозаменяемые товары (например, апельсины и мандарины).

  • выделите роли и характеристики разными цветами, чтобы продавцы быстро находили нужные позиции в таблице.

Анализ товарной матрицы

В зависимости от типа товар может быть актуальным как полгода, так и в течение нескольких лет. По этой причине, товарную матрицу, в среднем, пересматривают каждые 3–12 месяцев, чтобы своевременно изменять ассортимент и продвигать новинки, а устаревшие позиции выводить.

Для корректировки ассортиментной матрицы необходимо собрать данные по продажам за период (например, 3 месяца). Маркетологи часто используют АВС-анализ, при котором товары подразделяют на 3 группы:

  1. категория «А» — товары, принесшие больше всего продаж. Их оставляют до следующей корректировки;

  2. категория «В» — продукция, имеющая стабильный спрос, но приносящая меньше прибыли (не более 15%). Магазины пересматривают цены на них, а также уменьшают закупки;

  3. категория «С» — товары, которые не продаются или имеют низкий спрос. Остатки распродают во время акций, и позиции выводят из каталога.

как составить ассортиментную матрицу - фото

Возможные ошибки при составлении матрицы

Магазины, впервые собирающие ассортиментные матрицы, часто совершают одинаковые ошибки, которые сводят выгоду от этой методики к нулю. Ниже представлен список таких ошибок.

Слишком широкий ассортимент. Не всегда большой каталог означает, что клиенты будут покупать много. Более безопасный вариант — постепенно расширять ассортимент с учетом спроса на те или иные позиции. В случае с онлайн-магазинами важнее сделать упор на качество карточек. Лучше создать 10 страниц с качественно проработанным описанием и фото, чем 100 карточек, не привлекающих внимание.

Отсутствие своевременного анализа и корректировки матричного ассортимента. Товарная матрица — это не константа. Ее нужно регулярно пересматривать, чтобы повышать продажи. Однако малый бизнес часто не занимается этим, из-за чего в каталоге остается категория «С», замедляющая товарооборот и не приносящая дохода.

Например, чтобы ассортиментная матрица отвечала сезонном спросу, необходимо каждый квартал корректировать ассортимент. Нельзя круглый год делать упор на летнюю одежду. Даже 90% скидки на плавки не дадут хорошего результата в январе.

Отсутствие разделения товарных категорий. Информативная и разноплановая товарная матрица — это хорошо. Однако, в документе должна быть логика. Нельзя ставить вперемешку продукты, одежду, инструменты и так далее, поскольку менеджерам будет сложно анализировать и масштабировать таблицу в будущем.

Резюме

Товарно-ассортиментная матрица — это эффективный инструмент для управления продажами. Благодаря ей компании делают более взвешенные управленческие решения и быстрее реагируют на изменения спроса. Главное — ввести механизмы постоянного обновления матрицы, чтобы она отражала актуальное состояние ассортимента магазина.

FAQ

Вам понравится

Nimax
Вчера
АКАР
20.11.2025
Brandmatica
13.11.2025