ADPASS рекомендует материал к прочтению
Проще простого
11.12.2023, 12:11

Что такое ассортимент товаров: примеры, виды, формирование и анализ

Широкий ассортимент товаров и услуг — залог успешного развития бизнеса. Однако, для его создания и управления необходимо задействовать много сил и времени. Эта статья о том, как сбалансированно организовать привлекательный для ЦА ассортимент, потратив на это минимум ресурсов.

Ассортимент: что это простыми словами

Ассортимент (от франц. assorti — выборка) — это список услуг или товаров классифицированных по их качеству, исполнению, цене, адаптированных к потребностям покупателей и способных составить конкуренцию на рынке.

Ассортимент — одна из центральных составляющих бизнес-стратегии любой компании, позволяющая:

  • приспособится к потребностям рынка, и его изменениям;

  • быть конкурентоспособным и расширять свое присутствие на рыночной платформе;

  • привлекать внимание к торговой точке.

ассортимент - фото

Примеры ассортимента

Яркими примерами ассортимента товаров и услуг могут быть линейки продуктов, которые предназначены для удовлетворения разных потребностей, например, сыры:

На прилавках магазинов можно найти:

  • Твердые сыры;

  • Полутвердые;

  • Мягкие;

  • Рассольные;

  • Плавленые сыры.

Каждый вид такой продукции имеет свою ценовую категорию и предназначен для удовлетворения различных покупательских потребностей.

Виды ассортимента товаров (классификация)

Товароведы классифицируют ассортимент товаров по 3 основным видам:

  • Основная — то что составляет профиль компании, то на чем она специализируется;

  • Сопутствующая — играет вспомогательную роль при продаже основной продукции, дополняет ее;

  • Смешанная — группы товаров различных видов, которые составляют ассортимент.

Также, используется разделение товарного ассортимента по месторасположению:

  • Промышленные товары — продукция, которая выпускается отдельными сегментами промышленности и для которой необходима строгая сертификация и соответствие государственным требованиям;

  • Торговые товары — предназначенные для бытового потребления. То что продается в торговых сетях и магазинах.

Разделение по размеру и глубине представленного ассортимента:

  • Простой — небольшой список продукции для ежедневного использования;

  • Сложный — расширенный список продукции, рассчитанный на потребителей с различными уровнями доходов;

  • Развернутый — как правило специализированные товары, чье разнообразие основано на различиях в специфических чертах продукции;

  • Видовой — продукция однородного содержания, для удовлетворения определенного запроса покупателя;

  • Марочный — продукция, относящаяся к одному бренду;

  • Смешанный — представлен продукцией и промышленного, и бытового назначения.

Разделение ассортимента на виды по степени удовлетворения запросов целевой аудитории:

  • Оптимальный — предназначенный для максимального удовлетворения реальных потребностей;

  • Рациональный — предложение которое обеспечивает удовлетворение имеющихся потребностей и улучшает качество жизни потребителя.

Параметры ассортимента

Эффективная торговая деятельность невозможна без правильной организации формирования предложения с учетом потребительского спроса.

ассортимент магазина - фото

Для того чтобы сформировать оптимальный ассортимент, необходимо его анализировать с учетом следующих параметров:

  • глубина — насколько широко представлена продукция в единой подгруппе товаров;

  • насыщенность — разнообразие продукции в отдельной группе товаров;

  • сочетаемость — совместимость разных групп товаров для удовлетворения потребителя;

  • новизна — критерий удовлетворения потребителя путем предложения новых товаров.

Для увеличения прибыли необходимо тщательно формировать и контролировать ассортимент:

  • Изучать и планировать спрос покупателей на различные товарные позиции;

  • Создавать группы и подгруппы продукции с разумными наценками;

  • Отслеживать своевременное пополнения ассортимента.

Формирование торгового ассортимента

виды ассортимента - фото

Есть ряд механизмов, которые помогают правильно сформировать ассортимент продукции:

  • Своевременное пополнение — увеличение объема товаров исходя из темпов продаж;

  • Расширение — добавление новых категорий и позиций с учетом спроса;

  • Обновление ассортимента — изучение рынка и своевременная замена утративших популярность товаров на те, что набирают спрос;

  • Распространение бренда — продукция популярных марок пользуется активным спросом и это помогает увеличивать оборот;

  • Сокращение и исключение — продукция, которая лишена спроса должна быть удалена из ассортимента.

Для максимизации прибыли следует комбинировать способы управления ассортиментом, и находить оптимальный баланс для успешных продаж.

Алгоритм формирования ассортимента:

  • Выявление потребностей целевой аудитории;

  • Уровень платежеспособности основной группы покупателей;

  • Учет сегмента цен в рамках которого будут продаваться товары;

  • Исследование и составление списков товаров, которые отсутствуют у конкурентов;

  • Расчет объема ассортимента, его глубины;

  • Выделение основных товаров, имеющих максимальный спрос;

  • Разработка оптимального ассортимента и механизмов его обновления.

Управление ассортиментом

товарный ассортимент - фото

Управление ассортиментом — это действия, направленные на оптимизацию и обеспечение рентабельности торговой компании, включающие:

  • Определение потолка спроса ЦА;

  • Прогнозирование спроса и корректировка ассортимента;

  • Оптимизация логистики запаса продукции;

  • Расширение, либо сокращение отдельных категорий продукции;

  • Продажа брендированных товаров в качестве рекламы и дополнительной прибыли.

Анализ ассортимента

примеры ассортимента - фото

Как было замечено выше, одним из основных критериев успешной торговли, является своевременный анализ ассортимента и устранение недочетов. Сегодня, для этого используются следующие методики:

  • АВС-анализ — делит ассортимент на 3 подгруппы, исходя из их влияния на прибыль;

  • XYZ-анализ — ранжирует продукцию исходя из прогноза продаж;

  • FMR-анализ — делит продукцию по частоте её покупок. С помощью этого анализа рассчитывается динамика продаж отдельных позиций товара, что помогает в планировании закупок;

  • VEN-анализ — разделяет продукцию по группам «Необходимые», «Важные» и «Несущественные», а также позволяет рассчитать уровень спроса на товары и спланировать ассортимент;

  • SDE-анализ — делит товары исходя из трудоемкости их приобретения — «Простые», «Сложные», «Дефицит». Данная методика помогает оптимизировать цепочки логистики и формировать маржинальность.

Резюме

Знание ассортимента, умение его анализировать в сочетании со спросом ЦА, во многом определяет успешность торговой деятельности. А внимательное отношение к формированию ассортимента поможет занять выигрышные позиции на рынке.