Российские участники фестиваля Red Apple хороши с точки зрения кинематографичности и графического дизайна — визуального воплощения рекламных концепций. Так считает Илкер Дагли (İlker Dagli), исполнительный креативный директор турецкого агентства Digital Panorama, председатель жюри категории Креатив (Creative) на Red Apple. Он пришел в рекламу, разочаровавшись в кино, но не смотрит турецкие сериалы и считает, что в Турции очень много рекламы. Награждение победителей Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума 14 ноября.
Сиро Роча, председатель жюри Red Apple в номинации Marketing: «Мир жаждет национальной специфики»
«Самый большой риск — это отказ от риска»
ADPASS: В 2024 году на Каннском фестивале рекламы Бразилия по числу наград уступила лишь Британии и США. Третье место для рекламной сборной Бразилии — это победа или фиаско?
Сиро Роча: Лично я считаю это несомненной победой бразильской рекламы. Мы играем против мировых гигантов и в этот раз сыграли на высочайшем уровне. На «Каннских львах» каждый год что-то меняется, фестиваль развивается вместе с индустрией, а значит растем и если мы получили на 20 «львов» больше, чем в 2023 году, то это успех!
ADPASS: Что нужно делать, чтобы получать больше наград в Каннах?
Сиро Роча: Чтобы получать больше наград, во-первых, надо воздействовать на людей, рынок и общество в позитивном векторе. Во-вторых, не надо забывать о национальной самобытности — именно это оценит жюри. Мысли локально, действуй с учетом культурных кодов и национальной аутентичности. На практике это значит налаживать тесный контакт между рекламистами и клиентами, чтобы была возможность разделить риски, прислушиваться к уникальным инсайтам потребителей, отслеживать тренды и активно использовать новые технологии в рекламе.
ADPASS: Как убедить консервативного рекламодателя пойти на риск и сделать что-то выходящее за рамки шаблонов, которые есть на каждом рынке?
Сиро Роча: Мы начинали бизнес, работая с небольшими локальными компаниями и предпринимателями, которые принимали в штыки любые смелые шаги. Но этот опыт научил меня пониманию того, что вы продаете не риск, а рост. Динамичное развитие возможно только когда делаешь что-то вопреки шаблонам. На самом деле консервативные клиенты не боятся творчества, они боятся неопределенности. Неопределенность сковывает, и это главный страх и риск каждого менеджера в 2024 году. Я обычно объясняю клиентам, что смелость — это не безрассудство. Это обязательно надо озвучивать, потому что главной целью рекламы является развитие бизнеса клиентов. Мы начинаем с согласования бизнес-целей, показываем цифры, кейсы из других категорий, но с идентичными бизнес-вызовами. Наша работа заключается в том, чтобы шаг за шагом погружать клиентов в рекламные процессы, пока они не поймут, что самый большой риск — это отказ от риска.
«Футбол — страсть, юриспруденция — сила, медицина — жизнь, креатив — все вышеперечисленное»
ADPASS: Дизайн и реклама сегодня — престижная профессия в Бразилии?
Сиро Роча: О бразильской рекламе ходят легенды. Бразилия всегда славилась крутыми профессионалами, например, наша рекламная легенда — Вашингтон Оливетто (обладатель нескольких каннских «львов», вошел в Книгу рекордов Гиннесса как как создатель самой длинной рекламной кампании с участием одного персонажа — прим. ADPASS), который, к сожалению, совсем недавно скончался. Вообще для меня креативная индустрия всегда не ограничивалась маркетингом и рекламой, созданием брендов и креативов. Для меня это культурная сила, которая двигает общество вперед. Тем не менее, ситуация меняется. Когда-то реклама была профессией рок-звезд и парней из «Безумцев» (американский сериал Mad Men, выходивший с 2007-го по 2015-й — ADPASS). Но по мере того, как агентства с трудом приспосабливались к медиафрагментации и появлению большого количества новых технологических инструментов, акцент стал смещаться с идей в сторону стратегий и их реализации.
ADPASS: Какая работа сегодня привлекательнее в Бразилии — ИТ или реклама?
Сиро Роча: Реклама все еще в авторитете, но технологии — двигатель всего, в том числе и рекламы. ИТ сейчас на подъеме, это место, где рождаются инновации. Вопрос не в том, чтобы заниматься тем, что привлекательнее, а в том, как попасть в оба эти мира сразу. Творчество и технологии сейчас неразделимы, и будущее будет принадлежать тем, кто их объединит.
ADPASS: Как вы оказались в рекламе, почему не стали футболистом, юристом или врачом?
Сиро Роча: Смешно, но мой отец — врач, брат — юрист, а я хотел стать футболистом, пока мне не стукнуло 15. Тогда я открыл для себя интернет и стал делать веб-сайты. Футбол — это страсть, юриспруденция — это сила, медицина — это жизнь, креатив — это все вышеперечисленное. Это место, где бизнес встречается с искусством, где эмоции знакомятся с данными, где вы можете изменить мир с помощью историй. Я выбрал маркетинг, стратегии и коммуникации, потому что это единственная сфера, в которой я могу делать почти все: влиять на жизни людей, создавать наследие и находиться на центральной арене событий каждый день.
«Современный рекламный гуру — это уже не один человек, это образ мышления»
ADPASS: Наше поколение воспитывалось на идеях великих рекламистов и маркетологов прошлого — Россера Ривза, Дэвида Огилви, Джека Траута. Работают ли их идеи сейчас с новыми поколениями потребителей?
Сиро Роча: Одной из первых профессиональных книг о маркетинге, которые я прочитал, было «Позиционирование» Джека Траута. Она оказала на меня огромное влияние. Траут, Ривз и Огилви — это основа маркетинга, они заложили принципы, по которым мы до сих пор живем. Но креативный мир на месте не стоит: хотя их идеи актуальны, но правила игры изменились. Я до сих пор помню слова Огилви о том, что в рекламе нужно говорить правду. Но сейчас важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы с этим живете — важна аутентичность и целенаправленность брендов, а не просто создание продуктов, которые необходимы людям. Целеустремленность — не просто маркетинговый инструмент, это основа долгосрочного успеха.
ADPASS: Кого вы бы назвали гуру современной рекламы и почему?
Сиро Роча: Современный рекламный гуру — это уже не один человек, это образ мышления многих. Мы вступили в эпоху креативной экономики, когда необходимо задавать больше вопросов и принимать разные точки зрения. Это совместные инновации, когда разные команды, идеи и технологии объединяются для создания чего-то большего, чем просто сумма их составляющих. Чего-то, что находит отклик у человека даже в мире, управляемом технологиями. Настоящие мастера своего дела сегодня — это те, кто знает, как объединить креатив, данные, технологии и культуру, понимая, что сила будет возникать в точке их соприкосновения.
«Секрет создания культового бренда: аутентичность и амбиции»
ADPASS: Какой бренд — международный, бразильский или, может быть, российский — вы бы назвали иконой стиля, легендой маркетинга и почему?
Сиро Роча: Ответ для меня очевиден — Apple и Nike — это мастера брендбилдинга. Но я хочу обратить ваше внимание на абсолютно гениальный бразильский бренд Havaianas. Они превратили такую простую вещь, как шлепанцы, в культурную икону. Бренд Havaianas — это олицетворение Бразилии: непринужденный, стильный и неподвластный времени. И они добились этого, оставаясь верными своим корням, даже когда вышли на мировой уровень. В этом секрет создания культового бренда: аутентичность и амбиции.
ADPASS: Есть у вас реклама, которую хочется пересматривать по нескольку раз, как любимый фильм или сериал?
Сиро Роча: Среди моих любимых роликов классика жанра: первая реклама Apple «1984» и кампания Adidas «Оригинальность никогда не заканчивается», в которой бренд переосмыслил песню My Way Фрэнка Синатры — получилось смело и неожиданно. Это не просто рекламный ролик, это гимн оригинальности и преодолению границ. У такой рекламы нет срока годности, она открывает двери в глубины души. Она не просто продает продукт, она продает чувства. Вы можете смотреть эти ролики снова и снова, потому что они продвигают нечто большее, чем просто бренд.
«Остается просто взять многовековую культуру и объединить со смелыми идеями»
ADPASS: Как вы считаете, у российской рекламы есть шанс завоевать сердца людей по всему миру, как это сделали русская литература, театр, опера, балет и хоккей?
Сиро Роча: Конечно, сама по себе русская культура — это кладезь историй: от Достоевского и Толстого до Чайковского и Павловой — это наследие, глубина, эмоции и хитросплетения. Это наследие, которое веками меняло мир, и я верю, что у российской рекламы тоже есть такой потенциал. Среди тех работ, которые были поданы на Red Apple, я видел кампании, которые показывали то, что нужно: культурные корни и современные креативные идеи. Это ключ к успеху. Российская реклама развивается, сохраняя свою айдентику и перенимая мировой опыт. Мир жаждет национальной специфики, и немногие мировые культуры столь аутентичны, как российская. Остается просто взять всю эту многовековую культуру и объединить со смелыми идеями.
Кто такой Сиро Роча
Сиро Роча — основатель и генеральный директор маркетинг-консалтинговой компании Enredo Brand Innovation, среди клиентов которой — международные и бразильские компании пивоваренная AB Inbev, автопроизводитель Mitsubishi Corp, ритейлер Mitsui & Co, агрохолдинг Lar Cooperativa, телесеть Record TV, химическая компания Eurochem и другие.Сиро Роча закончил Федеральный университет штата Гояс по специальности брендинг и бизнес-администрирование, потом окончил программу MBA по маркетингу в бельгийской школе менеджмента HEC Liège. Помимо маркетинга Сиро Роча занимается дизайном, он региональный директор Бразильской ассоциации дизайнерских агентств (ABEDesign).Сиро обладатель наград трех фестивалей — дизайнерского iF Design Award (Германия), фестиваля европейских фотографов (FeP) и бразильской кинематографической премии Lusófono. Входил в состав жюри многих международных креативных и дизайнерских фестивалей, в том числе El Ojo de Iberoamerica (Аргентина), FePI (Аргентина), Lusófonos (Португалия), Lisbon Awards (Португалия) и Prêmio ABRE de Embalagem Brasileira (Бразилия).
Интервью взяла Алина Губина
Лучшее в блогах
Вам понравится
Молодым рекламистам стоит набраться смелости и довериться, наконец, своей интуиции, а также внимательно изучать фестивальные работы. Так считает исполнительный директор по креативному контенту аргентинского агентства Mercado McCann Кристиан Тарзи (Cristian Tarzi), председатель жюри Red Apple в категории Молодые таланты (Young creators). Он рассказал ADPASS о ловушках для брендов и о том, почему аргентинские рекламисты переезжают в другие страны, а потребители на его родине не любят знаменитостей в рекламе. Награждение Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума 14 ноября.
Монополизация и мошеннический трафик в интернет-рекламе – серьезные проблемы для рекламного рынка Индонезии. Председатель жюри блока «Медиа» международного фестиваля рекламы Red Apple, заместитель операционного директора индонезийского агентства Dian Mentari Pratama Communications Тиззи Зоэльфикар (Tizzy Zoelfikar) рассказала ADPASS об особенностях индонезийской рекламы: монополизме ТВ и технологических конгломератов, темной стороне искусственного интеллекта, а также поделилась любимыми кейсами — лапши, сигарет и «Нетфликса». Церемония награждения фестиваля Red Apple состоится в рамках Национального рекламного форума, который пройдет с 13 по 15 ноября в Москве. Победителей выбирают 70 членов жюри из 35 стран мира в категориях Креатив (Creative), Маркетинг (Marketing), Медиа (Media) и Молодые таланты (Young creators).