15.10.2025, 17:39

Телефон ужасов: как кинокомпании запугивают зрителей перед премьерами

В центре Лондона звонит телефон. Черный. На черном билборде. Проходящие мимо люди могут взять трубку, на другом конца провода им ответит актер Итан Хоук и напугает до смерти. Так в столице Великобритании стартовала интерактивная кампания по продвижению ужастика «Черный телефон-2», премьера которого состоится вечером в пятницу. ADPASS вспоминает историю продвижения телефонных ужасов от «Звонка» до звонка.

Телефон — один из любимых инструментов авторов ужастиков. Он кошмарит зрителей во множестве хорроров от культовых до малоизвестных категории B. Из культовых можно вспомнить «Звонок», где смертный приговор подтверждается по телефону, «Крик», который открывается сценой с Дрю Бэрримор, где убийца Призрачное лицо (The Ghostface) ведёт телефонный разговор с жертвой или беседу Ганнибала Лектер с Кларисой Старлинг в «Молчании ягнят» и «Черный телефон» с Итаном Хоуком в роли Хвата (The Grabber), где основным элементом сюжета является отключенный черный телефон, по которому главный герой связывается с духами прошлых жертв, чтобы спастись от похитителя. Сам телефон или звонок — не только излюбленные приемы создателей ужастиков, но и популярный инструмент маркетологов кинокомпаний.

Мировая премьера второй части «Черного телефона» состоится 17 октября 2025 года. Перед релизом сиквела его авторы из студии Blumhouse Productions решили немного припугнуть жителей британской столицы и установили в центре Лондона интерактивный билборд, на котором закреплен одинокий чёрный телефон. Время от времени он начинает звонить.

Любопытные прохожие, которые решаются ответить, слышат в трубке не предвещающий ничего хорошего голос монстра Хвата в исполнении Итана Хоука. А потом он как вылезет из экрана, а его «жертвы» как заорут от страха..

Это не первый случай, когда киномаркетологи просят зрителей ответить на звонок или, что случается намного чаще, куда-то позвонить

В 2005 году, перед премьерой «Звонка-2», рекламисты DreamWorks Pictures запустили сайт 7daysleft.com, где пользователь мог ввести чей-нибудь электронный адрес или номер телефона. После того, как получатель переходил по ссылке, он получал телефонный звонок, где жуткий голос произносил фразу: «Тебе осталось семь дней!» — имитацию проклятия из фильма, где после просмотра кассеты человек получал телефонный звонок и умирал через семь дней. Сейчас, к сожалению, сайт уже не работает. Звонок другу не состоится.

В июне 2024 года в Лос-Анджелесе появился загадочные рекламные щиты с телефонным номером 458–666–4355, в соцсетях и на других носителях номер был представлен как 458–666-HELL. Если позвонить по этому номеру, можно было услышать записанное сообщение от серийного убийцы по прозвищу «Длинноногий» (The Longlegs), которого в одноименном фильме (в российском прокате «Собиратель душ») сыграл Николас Кейдж. Сообщение представляло собой мрачную, искаженную речь, которая пугала и вызывала любопытство у звонивших. В первые 48 часов на номер поступило более 250 тыс. звонков, а в итоге их число превысило 1,5 млн. Люди начали делиться записями звонка в социальных сетях, что вызвало огромный ажиотаж. В итоге завирусившаяся рекламная кампания стала чрезвычайно успешной, а «Собиратель душ» — самым прибыльным фильмом в истории киностудии Neon: при бюджете в $10 млн он собрал $127 млн.

Ужастики любят вируситься

Фильмы ужасов — сложный и непредсказуемый по прибыли жанр. Зачастую его снимают энтузиасты с минимальными бюджетами, порой не превышающими и $100 тыс., что по меркам Голливуда даже не капля. Ожидаемо, денег на большую рекламную кампанию у авторов нет. Единственное, что им остается — вируситься. Разумеется, прорекламироваться занедорого спешат и киномейджоры.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (The Blair Witch Project) (1999)

Рекламная кампания этого фильма считается классикой вирусного маркетинга и стала предметом изучения в бизнес- и медиа-школах. Кинематографисты создали веб-сайт blairwitch.com (сейчас этим доменом управляет кинокомпания Lionsgate) с фальшивыми полицейскими отчетами и выдуманными новостными статьями, представляя историю как реальную. Еще до премьеры фильма сайт посетили более 100 тыс. пользователей, что для 1999 года немало. Они также распространяли по колледжам и кампусам листовки о «пропавших без вести» студентах, создавая мистификацию. Кроме того, до премьеры хоррора телеканал SciFi (ныне SyFy) показал мини-мокьюментари «Curse of the Blair Witch», дополнительно укрепляя легенду. Фильм собрал почти $248,6 млн при бюджете от $35–60 тыс.

«Паранормальное явление» (Paranormal Activity) (2007)

Фильм, снятый с микроскопическим бюджетом в $15 тыс., был впервые показан на кинофестивале Screamfest Horror Film Festival, где имел огромный успех и получила награду за лучшую женскую роль. Популярность фильма среди поклонников и критиков росла, и продюсеры начали рассылать DVD с фильмом представителям индустрии, что позволило привлечь внимание и начать распространяться «сарафанным радио». Одновременно на портале Eventful.com была создана петиция «Demand It!» («Требуй!»), где фанаты, которые, скорее всего, были на фестивале или слышали о нём благодаря «Скримфесту», могли проголосовать за показ фильма в своих местных кинотеатрах. Это означало, что в случае начала проката фильм будут смотреть в кинотеатрах по всей территории США. Кроме того, авторы ужастика запустили в соцсетях хештег #TweetYourScream, при помощи которого зрители могли поделиться своей реакцией (криком) на просмотр фильма. Итог? Первая часть Paranormal Activity собрала $194 млн по всему миру. На сегодняшний день этот ужастик занимает второе место в истории кинематографа по соотношению инвестиции/прибыль, уступая лишь порнофильму 1972 года «Deep Throat» («Глубокая глотка»), где ROI составило 90 000%.

Жуткие улыбки Universal Pictures

Для продвижения фильма «Улыбка» («Smile») Universal Pictures наняла актёров, которые появлялись на бейсбольных матчах и других публичных мероприятиях с жуткой, пугающей улыбкой на лице, чем смущали и пугали прохожих, которые спешили сфотографировать странных людей и запостить эти фото в соцсетях. Кампания также была использована для продолжения, «Улыбка 2». Прием работал. Первая часть ужастика при бюджете $17 млн заработала $217,4 млн, вторая наулыбалась тоже с прибылью, но с гораздо меньшим ROI: при бюджете $28 млн касса фильма составила $138,1 млн.

«Оно» решило попартизанить

Ключевым элементом партизанского маркетинга фильма «Оно» (It), вышедшего в 2017 году, стали красные воздушные шарики, привязанные к канализационным люкам в разных городах мира, часто сопровождавшиеся надписью «Оно ближе, чем ты думаешь». Акция быстро стала вирусной. Люди публиковали фотографии жутких шариков, создавая ощущение, что Пеннивайз (злой клоун-пришелец) «перебрался» из фильма в реальный мир. Кроме того, отлично завирусился тизер-трейлер фильма, выпущенный в марте 2017 года, который за первые 24 часа собрал 197 млн просмотров, став одним из самых просматриваемых трейлеров в истории. Кассовые сборы ужастика с бюджетом $35 млн составили $704 млн.

Через два года на экраны вышла вторая часть хоррор-дилогии «Оно 2» (« It: Chapter Two»). В этот раз актеры напостили загадочных фоток с красными шариками в соцсетях, что вызвало вал перепостов. Также было выпущено мобильное приложение с дополненной реальностью, которое можно было активировать, отсканировав плакат или трейлер фильма. После активации пользователи видели на экранах смартфонов красные шарики, которые начинали появляться в их окружении на экране телефона. Когда пользователь делал селфи, на снимке внезапно появлялся Пеннивайз, что создавало ощущение личного контакта со злодеем. Люди активно делились этими жуткими селфи в социальных сетях, что усиливало вирусный эффект.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
28.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
19.11.2025
Редакция ADPASS
09.11.2025