ADPASS рекомендует материал к прочтению
Восход
06.11.2025, 09:58

Готовить не «рекламщиков», а специалистов

Рекламные агентства заинтересованы в качестве профильного образования. Как работодатели мы хотим получать готовых к работе специалистов. А как практики мечтаем, чтобы теория не отставала от нашей деятельности на 20–30 лет и давала ответы на сегодняшние, а не позавчерашние вопросы.

У выпускников уральских и московских вузов, которые приходят в последнее время в Восход, горят глаза. Восхищает их желание работать, проявить себя, причем именно в рекламе.

Возможно, они сходу не спланируют кампанию, GRP по моделям не рассчитают, но могут забрифовать клиента, прочитать бриф, быстро подготовить дорожную карту проекта. Для старта их знаний вполне достаточно.

Павел Скосырский
Коммерческий директор агентства

«Безусловно, какие-то нюансы я не знала. Но глаза не разбегались, я понимала, что от меня ждут, и делала это», — рассказывает талантливая Аня. Гордимся молодыми сотрудниками, любим их. А еще по 2–3 года учим готовых бакалавров в агентстве. И ведь база у них отличная, старого доброго Котлера прочитали вдоль и поперек. Для работы менеджерами знаний хватает, что до других отделов… Коллеги из медиадепартамента, например, утверждают, что еще не встречали выпускника, который знал бы медийные метрики. Ресечеры готовы работать с умным добросовестным человеком любой профессии, все равно приходится готовить специалистов практически с нуля.

Например, когда на позицию исследователя приходят молодые социологи, они не знают основ маркетинга, не разбираются в брендинге и продвижении. А выпускник специальности «реклама и связи с общественностью» не умеет работать с данными.

Представьте, что выпускник медицинского вуза был бы подкован только теоретически, а к больным не прикасался. Или инженер читал о стройматериалах, но не умел произвести технический расчет… В рекламе такое кажется нормальным.

Дело не только в отсутствии у ребят опыта. Сегодня реклама — это сложная профессиональная и четко структурированная отрасль. Студентов готовят на «рекламщиков», а работать они приходят менеджерами, аккаунтами, аналитиками, стратегами, медиапланерами и копирайтерами. И для каждой специальности нужен свой специфический набор знаний и навыков.

Будущий стратег должен научиться применять маркетинговые модели, читать количественные исследования и делать из них выводы. Медийщик должен не просто «где-то слышать» про OTS и GRP, но и уметь выбрать каналы и поверхности, составить медиаплан, работать в соответствующем софте… наконец, просто уметь считать, а студенты-рекламисты как гуманитарии в расчеты погружаться не привыкли.

Может, проблему исправляют в магистратуре? Наши топовые специалисты недавно закончили продвинутое обучение на направлениях, связанных с рекламой и маркетингом — так что об этих программах у нас информация из первых рук. Коллеги признают, что получили мощную теоретическую базу, которая сопровождалась решением давно устаревших кейсов. Брендингу уделялось непозволительно мало внимания, вместо погружения в дисциплину звучали общие фразы о его важности. Преподаваемые модели, за исключением одной-двух ходовых (вроде той же пирамиды), имели скорее историческую ценность. О стремительно меняющихся моделях медиапотребления и новых подходах не говорили вовсе.

Кажется, назрела необходимость специализации внутри рекламного образования, с общей базой и последующим выбором направления, который студент сможет сделать осознанно, понимая, к чему есть склонность.

Необходимость профессиональной специализации чувствуется остро. У тебя должен быть базис, его должны давать, например, в течение первых двух лет, далее ты должен выбирать треки, по которым идешь. Если ты собираешься идти в стратегию — это абсолютно другой объем маркетинга и работы с данными. Если ты хочешь идти копирайтером, это другой уровень насмотренности, искусствоведческой экспертизы, которые могут в таком объеме не пригодиться аккаунт-менеджеру. А тому нужны знания по бухгалтерскому учету, юридической практике, менеджменту проектов. Если посмотреть зарубежный опыт, например, Miami Ad School, там такие треки существуют.

Дмитрий Доник
Директор по стратегии РА «Восход»

Следующий вопрос — откуда возьмутся новые программы? У преподавателей-теоретиков может не быть четкого представления об актуальных процессах и потребностях рынка. Вузы активно привлекают профессионалов к преподаванию, но чаще всего речь идет о коротких курсах или отдельных лекциях. Вот и восходовцы часто бывают в аудиториях государственных и частных учебных заведений, но делать это на постоянной основе в ущерб основной работе, пожалуй, не готовы. Как, мы уверены, и сотрудники большинства крупных агентств. И еще такой момент: да, мы знаем, какие компетенции необходимы, у нас есть интересные кейсы и разработки, но сумеем ли правильно выстроить процесс обучения, увязать между собой разные дисциплины? Создавать методологию умеют профессиональные преподаватели. А мы, профессионалы рекламного рынка, могли бы участвовать в составлении программ обучения, определении необходимых навыков.

Понятно, нельзя сделать это раз и навсегда — программам нужна регулярная ревизия. Работа масштабная, и браться за нее нужно, конечно, на уровне индустрии. Отдельно взятое агентство не может выступать заказчиком для вузов, а вот профессиональное объединение справиться с задачей может. Восход в деле!

Вам понравится

Сидорин Лаб
13.11.2025