Геозависимость и локализация, или почему семантическое ядро нужно сократить на 85%
В одной из предыдущих статей мы рассказали о том, что высокочастотные запросы могут быть совершенно бесполезными для SEO-продвижения из-за низкой «полноты». В этот раз речь пойдёт о не менее важных факторах: геозависимости и локализации. Причина их актуальности — учёт региона пользователя при формировании выдачи.
Почему важна региональность
Поисковые машины привязывают практически каждый интернет-ресурс к определенному региону. Исключение составляют только информационные порталы общей тематики.
Как правило, домашним регионом выбирается город, в котором находится компания-владелец сайта. Более обширные варианты, например, вся Россия, нужны главным образом крупным игрокам рынка, имеющим пункты доставки по всей стране.
Настройка региона в «Вебмастере» находится в разделе «Представление в поиске»
Привязка сайта к региону позволяет поисковику показывать релевантные предложения каждому пользователю в соответствии с его местоположением. Так, вводя один и тот же запрос, например, [стоматология], самарцы видят список клиник Самары, москвичи — Москвы, а владивостокцы — Владивостока.
Два вида запросов
В случае с клиниками и другими организациями, предлагающими товары или услуги, региональные сайты однозначно более релевантны, чем общероссийские. Однако есть и запросы, ответы на которые будут одинаковыми независимо от того, где находится пользователь. Например, это рецепты, книги, мировые новости, вопросы «как», «что» и «почему». Слева выдача по Самаре, справа — по Владивостоку.
В результатах поиска одни и те же «лица»
Эту особенность нужно учитывать, как поисковикам, чтобы формировать качественную выдачу, так и SEO-специалистам, чтобы их проекты попадали в ту самую выдачу. Поэтому все поисковые фразы делят на две группы:
-
геозависимые — выдача по таким запросам зависит от региона пользователя;
-
геонезависимые — результаты поиска не зависят от региона автора запроса.
По статистике «Яндекса», геозависимыми являются 15–30% запросов. Их доля отличается в разных регионах.
Поисковые машины определяют геозависимость запроса путём анализа статистики. К геозависимым алгоритм относит фразы, к которым чаще, чем к остальным, добавляется название региона.
Нюансы геозависимости
Геозависимость — бинарный показатель. То есть он может принимать только два значения: «да» и «нет». Алгоритм работы поисковика по формированию выдачи с учётом геозависимости наглядно показывает эта схема:
Для продвижения коммерческих проектов геонезависимые запросы в подавляющем большинстве случаев бесполезны. Региональному интернет-магазину практически невозможно пробиться в топ, занятый всероссийскими агрегаторами и информационными ресурсами. Поэтому для SEO в сфере товаров и услуг логично использовать только геозависимые запросы.
Отдельного внимания заслуживают фразы, включающие название региона. Формально, они — геонезависимые, потому что на результат поиска по ним не влияет местоположение пользователя. Выдача формируется прежде всего из сайтов упомянутого региона. По запросу [медцентры самары] будут показаны клиники Самары и в Москве, и во Владивостоке, и… в Самаре. Поэтому фразы, включающие регион, для продвижения коммерческого проекта полезны наравне с геозависимыми.
Степень локализации
Ранжирование с учетом региона пользователя, которое применяется для геозависимых запросов, не исключает попадания в выдачу сайтов из других областей или общероссийских ресурсов.
Чтобы геозависимость была положительной, достаточно нахождения в топе хотя бы одного регионального сайта. Причём его могут не пускать выше восьмой-девятой строки, так как в глазах алгоритма «Яндекса» он уступает глобальным гигантам, обосновавшимся на первых позициях. Если вспомнить ещё и про геонезависимые, но полезные фразы, включающие наименование региона, становится очевидным, что геозависимость сложно адекватно применять на практике.
Запрос геозависимый, регион поиска — Самара, но в топе — агрегаторы, информационные сайты, компании из Санкт-Петербурга и даже Уфы
Для успешного продвижения нужно выбирать не просто геозависимые запросы, а те, в выдаче по которым существенную долю занимают региональные сайты. Значение этой доли выражают в процентах и называют степенью локализации.
Чем выше значение этого параметра, тем больше шансов у регионального сайта занять привлекательные позиции. Так, если степень локализации равна 20%, на первую страницу попадут только два местных веб-ресурса. Соответственно конкурировать им придётся фактически за топ-2. А при значении, к примеру, 80% — при наличии 8 вакантных мест — попадание в топ и, соответственно, получение трафика становится более реальным.
Для коммерческих запросов степень локализации, как правило, больше 25%.
Фразы со степенью локализации 25% и менее обычно не дают коммерческого поискового трафика, а потому бесполезны для продвижения сайтов, предлагающих товары и услуги.
Применение на практике
Сбор статистики о геозависимости и степени локализации фраз входит в набор инструментов онлайн-сервисов для работы в области SEO. Процесс получения этих параметров полностью аналогичен парсингу частотностей:
-
Подготавливается список фраз.
-
Запускается онлайн-инструмент.
-
Формируется таблица, содержащая требуемые параметры.
После этого остается только отфильтровать запросы с требуемой степенью локализации.
Точное значение параметра подбирается индивидуально опытным путем в соответствии с тематикой и особенностями сайта. Обычно, мы используем запросы со степенью локализации от 30%. Но если запросов очень много — планку повышаем до 50, 60% и более. Это актуально, например, для медицинской тематики.
Сортируем запросы по степени локализации
По статистике геонезависимых запросов 70–85%. Многие из них отсеиваются и по частотности, но в любом случае при чистке по региональности семантическое ядро обычно сокращается в 2 и более раз.
Правда, даже высокое значение степени локализации не гарантирует, что запрос с хорошей частотностью будет ключом к первым строчкам. Нельзя забывать и про ещё один параметр ключевых фраз — степень коммерциализации. О ней мы тоже расскажем чуть позже.
Спрашивайте в комментариях, если остались или появились вопросы, делитесь своим опытом, подписывайтесь и приходите на наш сайт за экспертными digital-услугами.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Еще не отошли от Чёрных пятниц и Киберпонедельников, но кажется, что по улицам уже вот-вот проедет новогодний грузовик с Кока-Колой. Эффективность декабрьских кампаний зависит от подготовки, проведённой заранее. Так что готовим себе какао с зефирками и читаем новый материал про то, как эффективно подготовить digital к новому году. Вместе проедем по всем каналам!
Знаете ли Вы, что бабушки и дедушки в возрасте 65+ проводят в соцсетях лишь на 5 процентов меньше времени, чем студенты, а уделяют таким ресурсам внимания гораздо больше, чем, например, среднестатистический россиянин, кому немного за 40? Виктор Пинчук, заместитель генерального директора ведущей отечественной исследовательской компании Mediascope, рассказал об этом парадоксе на круглом столе «Социальные сети в России: стратегические вызовы и ориентиры», который прошел в конференц-зале экономического факультета РУДН имени П. Лумумбы 17 ноября.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана